Динамика изменения среднемесячной заработной платы по городу Красноярску, руб.
2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год (оценка) |
6726,6 | 8500,0 | 10030,9 | 12059,4 | 14879,9 | 19102,1 |
Таким образом, эффективное взаимодействие органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления и организаций всех форм собственности по формированию на территории города механизма повышения доступности для молодых и (или) многодетных семей приобретения или строительства жилья, в том числе посредством привлечения ими жилищных кредитов или займов, является одним из приоритетных направлений социально-экономической стратегии органов местного самоуправления города Красноярска.
1.2. Основной финансово-экономической проблемой, реально сдерживающей широкое развитие жилищного кредитования населения, являются высокие процентные ставки, предлагаемые коммерческими банками по кредитам на строительство и приобретение жилья, которые на сегодняшний день при действующей ставке рефинансирования Центрального банка РФ (11% годовых) составляют 13,5 - 22% (без учета дополнительных и сопутствующих расходов).
Расходы, связанные с получением, финансовым обслуживанием и погашением дорогостоящих заемных средств, являются непосильным финансовым бременем для среднестатистической молодой и (или) многодетной красноярской семьи.
Самостоятельно коммерческие банки не готовы существенно снижать ставку по предлагаемым жилищным кредитам в основном по причинам:
- регулирующего воздействия ставки рефинансирования Центрального банка РФ (в настоящее время 11% годовых);
- высокого уровня реальных инфляционных процессов и сохраняющейся общей нестабильности российской экономики;
- достаточно высокого уровня ставок по депозитам (7 - 13% годовых), за счет которых в основном и формируются кредитные ресурсы большинства российских банков;
- собственных высоких накладных расходов, связанных с содержанием дорогостоящего банковского персонала;
- нежелания акционеров коммерческих банков (собственников) снижать доходность финансово-кредитных операций.
Таким образом, ситуация, сложившаяся в сфере жилищного кредитования на современном этапе развития российской экономики, показывает невозможность реализации классической экономической модели жилищного кредитования, доступного широким слоям населения, и требует применения программно-целевых методов по созданию финансово-организационных условий, в первую очередь для молодых и (или) многодетных красноярских семьей, для улучшения жилищных условий, в том числе за счет государственной или муниципальной поддержки.
1.3. В современной практике органами государственной власти и муниципального самоуправления на территории Российской Федерации применяются в основном два способа оказания поддержки целевым группам населения с целью повышения доступности приобретения жилья:
- субсидирование первоначального взноса (единовременная финансовая помощь в размере 10 - 20% от стоимости квартиры);
- субсидирование части процентной ставки по жилищным кредитам, получаемым в российских банках.
В рамках настоящей программы предложен механизм предоставления молодым и (или) многодетным семьям целевой социальной выплаты на приобретение или строительство жилья на условиях подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, настоящей программы, что позволит обеспечить:
- положительный социально-экономический эффект на всем этапе действия жилищного кредита или займа, предоставленного молодой и (или) многодетной красноярской семье, независимо от возможного изменения текущего финансового состояния городского бюджета;
- адресность оказываемой социальной поддержки;
- эффективное привлечение внебюджетных средств;
- снижение финансовых издержек и повышение доступности для молодых и (или) многодетных семей приобретения или строительства собственного жилья, в том числе при получении ипотечных жилищных кредитов, за счет предоставления им целевой социальной выплаты.
Кроме повышения доступности жилищного кредитования для молодых и (или) многодетных красноярских семей, решаются важные стратегические задачи по вовлечению в инвестиционные процессы в жилищной сфере городской экономики личных средств граждан, создаются условия для привлечения дополнительных внебюджетных средств от банков, страховых и инвестиционных компаний, пожертвований, целевых взносов. Важное значение имеет создание системной муниципальной поддержки молодых и (или) многодетных красноярских семей по улучшению жилищных условий, что окажет положительное влияние на укрепление института семьи, повышение статуса материнства и отцовства, создаст условия для улучшения демографической ситуации на территории города.