Развитие ребенка, особенно в условиях мегаполиса, связано со сложнейшими биологическими (включая наследственность), экономическими и экологическими процессами, с образом жизни горожан. Недостатки в существующих системах физического воспитания, медицинского обслуживания, в организации двигательной активности формируют тенденцию ухудшения физического развития, приводят к росту доли детей с дисгармоничным развитием, способствуют снижению защитно-приспособительных функций детского организма и увеличению роста хронических и аллергических заболеваний.
Создать полноценные условия для физического, нравственного и психологического развития с раннего возраста ребенка призвана, в первую очередь, семья в сотрудничестве со специалистами и учреждениями отраслей образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, общественностью, при условии развитой инфраструктуры, современного материально-технического оснащения, качественного кадрового обеспечения.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, общедоступного бесплатного дошкольного образования и обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
Программа направлена на развитие системы дошкольного и общего образования, физической культуры и массового спорта в масштабах города Красноярска. Кроме того, финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренное программой, является долевым участием города Красноярска при осуществлении финансирования края в виде субсидий бюджету города Красноярска из бюджета Красноярского края в процессе реализации соответствующей краевой программы.
До 2002 года система дошкольного образования полностью удовлетворяла потребности населения города, т.к. в период с 1985 по 2002 годы рождаемость в городе Красноярске снизилась на 70%, сеть дошкольных образовательных учреждений, напротив, увеличилась с 99 до 190 учреждений в связи с передачей 71% ведомственных дошкольных образовательных учреждений в муниципальную систему образования. Наполняемость ряда дошкольных образовательных учреждений в данный период составляла не более 50%. Поэтому принятые в собственность города здания, где ранее размещались дошкольные учреждения, частично были переданы как невостребованные для использования в иных социально значимых целях.
С 2002 года обозначилась тенденция повышения рождаемости, что привело к появлению дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях. Численность детского населения с 2005 по 2008 годы выросла на 10764 человека. Прогноз рождаемости показывает, что начиная с 2007 года ежегодный прирост детей от рождения до 7 лет составляет не менее 4000 детей в год. Численность детского населения (от рождения до 18 лет) в городе с 2005 по 2009 годы возрастет от 184000 до 196000 человек, и рост рождаемости сохранится до 2015 года.
К 2007 году потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях достигла 10275 человек (дети от 1,5 до 7 лет). На 01.10.2008 количество детей, состоящих на очереди для определения в дошкольные учреждения, составило 33525 человек, из них от 1,5 до 7 лет (возраст дошкольного образования) - 18000 детей. Без учета детей от 1,5 до 3 лет, на которых выплачивается компенсация, очередность составляет 5846 человек.
Проблема определения детей в дошкольные образовательные учреждения актуальна для всех районов города, но особенно актуальна в местах новостроек, что требует принятия кардинальных мер, таких как:
- строительство новых дошкольных образовательных учреждений;
- комплексный капитальный ремонт высвобожденных или приобретенных зданий и оборудование их под дошкольные образовательные учреждения;
- открытие дошкольных отделений на свободных от уставной деятельности площадях общеобразовательных школ;
- перепрофилирование образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста в дошкольные образовательные учреждения.
В течение 2007 года введено дополнительно 955 мест, в основном, за счет переоборудования имеющихся помещений в дошкольных образовательных учреждениях и капитального ремонта двух зданий детских садов, используемых не по назначению. В 2008 году отремонтировано 5 зданий дошкольных учреждений, ранее использованных не по назначению, на 578 мест, переоборудованы помещения в существующих 12 дошкольных учреждениях и в 5 общеобразовательных учреждениях на 400 дополнительных дошкольных мест.
Таким образом, к началу 2009 года 40,5% детей от рождения до 7 лет обеспечены местами в дошкольных учреждениях.
Указанные выше меры могут реализовываться в зависимости от конкретных условий и возможностей каждого района города. Так, открытие дошкольных отделений на свободных от уставной деятельности площадях общеобразовательных школ сопряжено с рядом трудностей. Например, требуется переоборудование пищеблоков, выделение части пришкольной территории для организации прогулок детей, внесение дополнений в устав образовательного учреждения и др.
Перепрофилирование образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста в дошкольные образовательные учреждения и создание дошкольных групп на базе общеобразовательных школ незначительно увеличат количество мест для детей дошкольного возраста, что существенно не повлияет на снижение очередности в дошкольные учреждения.
Таким образом, приоритетным направлением деятельности в рамках программы на 2009 - 2011 годы станет строительство новых зданий и капитальный ремонт зданий бывших детских садов, используемых не по назначению.
В 2009 году планируется ввести в эксплуатацию 2 вновь построенных здания дошкольных учреждений на 380 мест.
(в ред. Постановления администрации г. Красноярска от 17.06.2009 N 66-а)
В 2011 году планируется построить новое здание под дошкольное образовательное учреждение на 275 мест.
(в ред. Постановления Главы г. Красноярска от 20.11.2009 N 467, Постановления администрации г. Красноярска от 11.10.2011 N 406)
Итого будет введено за период с 2009 по 2011 годы 1524 дополнительных мест для детей дошкольного возраста, что позволит удовлетворить потребность в устройстве детей от 1,5 до 7 лет на 29%.
(в ред. Постановления Главы г. Красноярска от 20.11.2009 N 467, Постановлений администрации г. Красноярска от 07.10.2010 N 430, от 12.11.2010 N 487, от 11.10.2011 N 406)
Одной из проблем города, особенно в районах новостроек, является нехватка мест в общеобразовательных школах для обеспечения доступности общего образования. Ввод в эксплуатацию общеобразовательных школ позволит решить данную проблему.
Приоритетным направлением муниципальной политики в городе Красноярске является пропаганда здорового образа жизни горожан. Значительную роль в образовании и воспитании подрастающего поколения играют физическая культура и спорт. Именно эти направления дополнительного образования наиболее востребованы детьми и подростками и являются эффективным средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Наряду с развитием физкультурно-массовой работы в образовательных учреждениях с 2006 года в школах открыто 40 спортивно-оздоровительных клубов, являющихся центрами активного отдыха для детей и взрослых с разным уровнем физической подготовки. Современные спортивные площадки в рамках реализации краевого проекта "Мой спортивный школьный двор" обустроены на территории 27 общеобразовательных школ. Такие школьные дворы позволяют организовывать красноярцам активный отдых и являются особенно актуальными для окраин и районов новостроек.
За последние годы в городской системе дополнительного образования расширился спектр услуг физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности: фитнес, спортивное ориентирование, мини-футбол и др.
Освоены современные технологии организации оздоровительно-массовой работы, увеличилось количество официально зарегистрированных спортивных федераций, популяризируются технические виды спорта и спортивный туризм. Все большее количество детей и подростков увлекается катанием на роликовых коньках, велосипедах.
Однако недостаток материально-технических условий, проблема кадрового обеспечения, недостаточное развитие инфраструктуры затрудняют решение современных задач в области физической культуры и спорта.