(в редакции Постановления администрации г. Красноярска от 11.04.2016 N 192)
Малое и среднее предпринимательство, являясь одной из самых эффективных форм организации производственной и непроизводственной деятельности, оказывает существенное влияние на экономическое развитие города - это насыщение потребительского рынка качественными товарами и услугами местного производства, решение проблем повышения уровня жизни и вопросов занятости населения путем создания новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в бюджет города. Предпринимательство относится к числу приоритетных секторов экономики, имеющих принципиальное значение для экономической и политической стабильности, социальной мобильности общества, и выступает основным инструментом для создания цивилизованной конкурентной среды.
По состоянию на 01.01.2015 в городе Красноярске насчитывалось 28159 малых предприятий (102,8% к 2013 году), 195 средних предприятий (104,3% к 2013 году) и 29240 индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица (98,2% к 2013 году).
Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях (с учетом микропредприятий) в 2014 году составила 146187 человек, на средних предприятиях - 15327 человек. Среднесписочная численность работников у индивидуальных предпринимателей составила 63029 человек. Общее количество занятых в малом и среднем предпринимательстве составило 217001 человек (103,5% к 2013 году).
Размер среднемесячной заработной платы работников списочного состава организаций малого бизнеса за 2014 год составил 20923,40 рубля (104,5% к 2013 году), работников средних предприятий - 27969,50 рубля (111,5% к 2013 году), работников индивидуальных предпринимателей - 9662,33 рубля (105,3% к 2013 году).
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг организациями малого и среднего бизнеса в 2014 году составила 344942,78 млн. рублей (100,2% к 2013 году).
Инвестиции малых и средних предприятий в основной капитал в 2014 году составили 10112,05 млн. рублей (108,5% к 2013 году).
За последние годы наблюдается рост налоговых поступлений в бюджет города от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, перешедших на специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и единый сельскохозяйственный налог).
В целом показатели деятельности предприятий малого и среднего бизнеса за период 2012 - 2014 годов демонстрируют положительную динамику развития.
Однако, несмотря на положительную динамику развития предпринимательства, анализ состояния малого и среднего предпринимательства в городе обозначил основные проблемы, сдерживающие развитие малого и среднего бизнеса, а именно:
нехватка собственных оборотных средств;
ограниченный доступ к кредитным ресурсам (в основном из-за недостаточности ликвидного, имущественного обеспечения);
постоянный рост цен на энергоносители и сырье;
нехватка нежилых помещений;
усиливающаяся конкуренция со стороны крупных и сетевых компаний федерального уровня;
низкий уровень предпринимательской культуры населения и квалификации кадров, занятых на малых и средних предприятиях, сложность в подборе необходимых кадров.
Необходимость решения указанных проблем программно-целевым методом обусловлена их комплексностью и взаимосвязанностью, что ведет к скоординированному выполнению мероприятий Программы.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция) опорными направлениями являются:
создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику в целях поддержки образования новых предприятий и новых видов бизнеса, стимулирование развития малого бизнеса;
переход к новой модели пространственного развития российской экономики за счет формирования новых центров социально-экономического развития, опирающихся на развитие энергетической и транспортной инфраструктуры, и создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий.
Для развития заданных Концепцией направлений и определенных муниципальной программой целей и задач приоритеты настоящей Программы следующие:
создание целостной системы поддержки ключевых отраслей через специализированные консультации, рекомендации, поручительства;
поддержка социально значимых видов деятельности.
Настоящая Программа является составной частью социально-экономической политики города в области поддержки малого и среднего предпринимательства и разработана исходя из общих целей и основных принципов развития малого и среднего предпринимательства на территории города, определенных Программой социально-экономического развития города Красноярска до 2020 года, утвержденной Решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.10.2011 N В-267.
Целью настоящей Программы является формирование благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства на территории города.
Настоящая Программа ориентирована на выполнение следующих основных задач:
1) создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе микропредприятий и индивидуальных предпринимателей;
2) обеспечение надежного функционирования инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;