ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 2015 года N 717
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА" НА 2016 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 - 2018 ГОДОВ
(в редакции Постановлений администрации г. Красноярска от 14.04.2016 N 201, от 23.09.2016 N 535)
В целях создания условий для реализации и развития потенциала молодежи города Красноярска, повышения уровня ее конкурентоспособности во всех сферах общественной жизни, в соответствии с Постановлением администрации города от 27.03.2015 N 153 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации муниципальных программ города Красноярска", Распоряжением администрации города от 24.07.2015 N 262-р "Об утверждении перечня муниципальных программ города Красноярска на 2016 год и плановый период 2017 - 2018 годов", руководствуясь ст. ст. 41, 58, 59 Устава города Красноярска, постановляю:
1. Утвердить муниципальную программу "Развитие молодежной политики города Красноярска" на 2016 год и плановый период 2017 - 2018 годов согласно приложению.
2. Настоящее Постановление опубликовать в газете "Городские новости" и разместить на официальном сайте администрации города.
Глава города
Э.Ш.АКБУЛАТОВ
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА" НА 2016 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 - 2018 ГОДОВ
(в редакции Постановлений администрации г. Красноярска от 14.04.2016 N 201, от 23.09.2016 N 535)
Наименование муниципальной программы | "Развитие молодежной политики города Красноярска" на 2016 год и плановый период 2017 - 2018 годов (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы | управление молодежной политики администрации города Красноярска (далее - управление молодежной политики) |
Соисполнители Программы | территориальные подразделения администрации города Красноярска (далее - администрации районов в городе) |
Структура Программы, перечень подпрограмм | подпрограммы: |
Цель Программы | создание условий для реализации и развития потенциала молодежи, повышения уровня ее конкурентоспособности во всех сферах общественной жизни |
Задачи Программы | вовлечение молодежи города в позитивные социальные практики; |
Сроки реализации программы | реализация Программы рассчитана на 2016 год и плановый период 2017 - 2018 годов |
(в ред. Постановления администрации г. Красноярска от 14.04.2016 N 201) | |
Целевые индикаторы | доля молодежи города Красноярска, вовлеченной в деятельность отрасли "Молодежная политика", возрастет с 31,7% в 2015 году до 33,0% в 2018 году; |
Объемы бюджетных ассигнований Программы | объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы составит 751425,61 тыс. рублей, в том числе: |
(в ред. Постановлений администрации г. Красноярска от 14.04.2016 N 201, от 23.09.2016 N 535) |
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года подчеркивается, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь.
Современные экономика и общество в развитых странах все в большей степени становятся креативными (творческими), главными продуктами которых являются новые идеи и инновации в различных областях человеческой деятельности. Креативность становится основным источником экономической ценности. Интеллектуальная собственность приходит на смену таким ресурсам, как земля, рабочая сила, капитал в качестве наиболее ценного экономического ресурса.
В настоящее время федеральные эксперты выделяют следующие общероссийские тенденции, устойчивое развитие которых прогнозируется в ближайшем будущем:
1) резкое сокращение в Российской Федерации численности молодежи в возрасте от 23 до 30 лет: с 35,2 млн. человек (2012 год) до 25,6 млн. человек (2025 год) почти на 10 млн. человек (или на 27,3%). При этом продолжится концентрация молодых людей в наиболее активных экономических центрах России (Москва, Санкт-Петербург, крупные административные центры субъектов Российской Федерации). В то же время создание инновационной экономики потребует выхода на рынок труда более квалифицированного и ответственного работника, что означает увеличение сроков профессионального образования, формирования у молодежи принципиально иных трудовых навыков и культуры.
Данная тенденция обязывает органы государственной власти, местного самоуправления не только увеличивать охват молодых людей мероприятиями целевых программ, но и еще более активно и индивидуально подходить к развитию каждого молодого человека: его личностных, общественных и экономических качеств и навыков - формирование так называемого человеческого капитала. Поэтому акценты государственной молодежной политики должны быть смещены в сторону решения ключевой экономической проблемы - обеспечения интенсивного роста человеческого капитала, а также формированию образованного, социально и экономически активного, патриотичного молодого человека;
2) трудности социализации молодого поколения. Молодежь - уникальная часть нашего общества. С одной стороны, это самая мобильная, интеллектуально и экономически активная, здоровая часть населения. Именно молодые люди быстрее приспосабливаются к новым условиям жизни. В то же время молодые люди в отсутствие четких идеологических установок со стороны государства и общественных институтов испытывают огромные трудности с социализацией в обществе, вовлечением в существующее экономическое, политическое и социокультурное пространство города. И в этом аспекте существует риск вовлечения молодежи в негативные социальные практики: противоправную деятельность, асоциальные явления (алкоголизм, наркомания, тунеядство). Интенсивный рост информационной открытости, возможность доступа к любой (в том числе запрещенной и противоправной) информации, с одной стороны, и отсутствие должного контроля над процессами воспитания и социализации молодежи со стороны государства и общества, с другой, делают этот риск еще более значимым;
3) не менее важным является отсутствие у значительной части молодых красноярцев самоидентификации себя как активных жителей города Красноярска, сопричастности к происходящим в этом городе событиям, процесса саморазвития.
Снижение негативного влияния указанных тенденций является одной из базовых задач муниципальной молодежной политики и возможно только путем выстраивания материально-технической и социальной инфраструктуры, на базе которой осуществлялись бы процессы социализации и самоопределения молодых людей, встраивания их в процессы городского развития.
Молодым людям необходимо создавать условия и возможности для позитивного развития, предоставив дополнительные возможности для профессиональной и творческой самореализации, обеспечив территориальную, включая образовательную, мобильность.
Это в целом соответствует позиции федеральных экспертов, считающих необходимыми для дальнейшего развития отрасли "Молодежная политика" в ближайшей перспективе следующие элементы:
нормативную обеспеченность (принятие федерального закона о молодежной политике, государственной программы);
совершенствование инфраструктуры отрасли (объекты досуга, быта, самообразования молодежи, в том числе молодежные центры).
Муниципальная молодежная политика как самостоятельная отрасль продолжает активно выделяться в системе местного самоуправления. Она определяется как интеграция усилий различных субъектов социальной жизни: органов муниципального управления, общественных объединений, граждан, предприятий различных форм собственности.
На уровне муниципальной молодежной политики есть реальная возможность осуществить принцип адресности, создать условия для реализации интересов молодых граждан и социальных групп.
Одним из приоритетных инструментов в решении поставленных задач будет эффективное использование межведомственного подхода в реализации молодежной политики, а именно технологии социального межсекторного партнерства органов администрации города Красноярска, некоммерческих организаций, политических структур, бизнеса и самой молодежи.
На сегодняшний день активно развиваются общественные пространства, которые являются универсальными площадками сосредоточения активной, талантливой и инициативной молодежи. Наполнение и обустройство таких пространств непосредственно связаны с реализацией инициатив самой молодежи. Популяризации среди жителей города городских увлечений, направленных на активное, интеллектуальное, семейное времяпрепровождение на открытых, общественных, специально оборудованных пространствах, которые могут трансформироваться в зависимости от пожелания организаторов, участников, зрителей, - это результат межведомственного подхода, в реализации которого задействованы различные органы администрации города Красноярска, такие как управление молодежной политики, главное управление культуры, главное управление по физической культуре, спорту и туризму, а также НКО и общественные движения. Данный пример межведомственного подхода доказывает эффективность взаимодействия всех органов власти, общественности и иных структур в рамках реализации основных приоритетов молодежной политики.
Исходя из вышеизложенного прогнозируется, что в ближайшие годы деятельность по реализации молодежной политики будет направлена на продолжение преодоления негативного влияния обозначенных выше тенденций (в том числе и после окончания срока действия настоящей Программы) и на:
развитие "человеческого капитала" молодежи города, края, страны;
социализацию и самоопределение молодых людей, встраивание их в процессы городского развития;
содержательное и инфраструктурное развитие отрасли.
По данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, на 2015 год численность молодежи в возрасте от 14 до 30 лет в Красноярске составила 298274 человека.
К 2015 году выстроена целая сеть муниципальных молодежных центров в городе Красноярске как основных площадок для социализации молодежи, встраивания ее в позитивные социальные практики. На данный момент в городе действует 11 муниципальных молодежных учреждений, имеющих помещения во всех районах города, деятельность которых ориентирована на поддержку молодежных инициатив в различных направлениях: научно-техническое, творческое, информационное, патриотическое и т.д.
Целью настоящей Программы является создание условий для реализации и развития потенциала молодежи, повышения уровня ее конкурентоспособности во всех сферах общественной жизни.
Задачами настоящей Программы являются:
вовлечение молодежи города в позитивные социальные практики;
развитие инфраструктурного пространства отрасли "Молодежная политика", повышение конкурентоспособности муниципальных учреждений;
привлечение молодежи к решению актуальных проблем города Красноярска;
создание механизмов формирования целостной системы продвижения инициативной и талантливой молодежи, а также продуктов ее позитивной, экономической, творческой и иной деятельности;
формирование в молодежной среде высокого уровня патриотического сознания, гражданской ответственности и повышение уровня консолидации молодежи для решения задач устойчивого развития города Красноярска;
обеспечение эффективного взаимодействия с молодежными общественными объединениями;
снижение уровня негативных проявлений в молодежной среде;
укрепление межэтнического взаимодействия и предотвращение экстремистских проявлений среди молодежи;
обеспечение эффективного, ответственного и прозрачного управления ресурсами в рамках реализации Программы.
Решение поставленных задач будет обеспечено путем эффективного взаимодействия муниципальных учреждений, общественных объединений и молодежных организаций, органов местного самоуправления, органов государственной власти Красноярского края в сфере молодежной политики.
Основным показателем результативности данной политики является привлечение самой молодежи к формированию комплекса молодежных мероприятий, обязательный учет мнения молодых граждан при принятии ключевых решений по вопросам регулирования деятельности в области молодежной политики. Главную роль в данном контексте играет выявление и поддержка талантливой и одаренной молодежи и внедрение продуктов ее позитивной деятельности в процесс развития города. С этой целью ежегодно реализуется ряд крупных проектов, направленных на предъявление и продвижение созидательного потенциала молодежи в общественные, экономические и политические пространства в интересах инновационного развития города. Их отличительной особенностью является то, что молодежь рассматривается не как обычный "механический" кластер городского сообщества, а как стратегический ресурс развития территории, который является не только благополучателем, но и исполнителем и организатором в различных направлениях.
Реализация проектов "Арт-берег", Трудовой отряд Главы города Красноярска, "Золотой кадровый резерв", Конкурс молодежных проектов "Ты - город", премия Главы города молодым талантам, День молодежи обусловлена необходимостью развития молодежи, которая будет поддерживать профессиональные традиции, компетенции и системные изменения как в целом в управлении территорией, так и в различных областях деятельности.
Особого внимания заслуживает развитие патриотического воспитания подростков и молодежи в городе Красноярске как основополагающего фактора становления в современном мире "инновационного человека", "молодого горожанина". По состоянию на 01.01.2015 в городе Красноярске действует около 54 патриотических объединений и клубов. В них занимаются на постоянной основе около 1500 подростков и молодежи. Возраст занимающихся составляет от 14 до 18 лет, основная целевая аудитория - учащиеся и студенты образовательных учреждений.
С целью патриотического воспитания подростков и молодежи в городе Красноярске проводится свыше 50 мероприятий в год районного и городского масштаба. Среди них особо важными и знаковыми мероприятиями являются: городская Вахта Памяти у Вечного огня Боевой Славы, участие красноярских поисковых отрядов в Международной Вахте Памяти в Новгородской, Ленинградской, Тверской и Волгоградской областях, городская военно-спортивная игра "Патриот", патриотический фестиваль молодежи "Голос Победы!", участие в организации и проведении памятных дат военной истории и дней родов войск, таких как День защитника Отечества, День Победы и многих других. Возраст участников патриотических мероприятий варьируется в пределах от 7 до 35 лет в зависимости от целевой аудитории проекта и планируемых результатов. Количество молодых людей, вовлеченных в массовые патриотические мероприятия в качестве участников или зрителей, превышает 20000 человек в год. Однако повышение уровня патриотического сознания и гражданской ответственности молодых жителей города Красноярска остается приоритетной задачей настоящей Программы.
Для полноценной реализации Программы существует эффективная система управления. Программно-целевое управление отраслью является основой планирования и финансирования молодежной политики и любой другой отрасли социальной сферы.
Сочетание деятельности муниципальных молодежных учреждений, целью которых является реализация мероприятий и проектов в сфере молодежной политики, с деятельностью молодежных команд является показателем возможности молодежи города не только активно участвовать в решении проблем в сфере молодежной политики, но и брать на себя полномочия и ответственность за их реализацию.
В целях решения указанных задач разработана настоящая Программа, реализация которой является важной составной частью социально-экономической политики, проводимой администрацией города Красноярска.
Показателей данного уровня планируется достичь благодаря активному межведомственному взаимодействию управления молодежной политики и координируемых учреждений с органами и муниципальными учреждениями других отраслей.
С главными управлениями образования и физической культуры, спорта и туризма администрации города планируется проводить мероприятия для молодежи города.
Одним из механизмов, который планируется использовать для достижения максимального результата, является реализация программных мероприятий на принципах муниципально-частного партнерства. Также на цели, предусмотренные Программой, планируется привлекать средства в форме субсидий из бюджетов Российской Федерации и Красноярского края.
Реализация Программы рассчитана на 2016 год и плановый период 2017 - 2018 годов.
Настоящая Программа состоит из 5 подпрограмм, направленных на достижение цели и решение основных задач Программы.
1. Подпрограмма 1 "Развитие инфраструктуры отрасли "Молодежная политика".
Мероприятия указанной подпрограммы позволят повысить инновационный потенциал и конкурентные преимущества учреждений молодежной политики, превратить их в проектно-инновационные центры, одновременно готовые к гуманитарно-технологическим и научно-техническим разработкам и их экспериментальной реализации.