Программа развития муниципальной системы образования города Красноярска разработана с учетом приоритетов государственной образовательной политики и перспектив социально-экономического развития территории.
Важнейшим экономическим приоритетом на современном этапе является повышение качества образования, поскольку инвестиции в развитие человеческого капитала - это наиболее эффективный способ размещения ресурсов. Таким образом, успешность в реализации задач социально-экономического развития города Красноярска также во многом определяется уровнем образования и культуры жителей, их мировоззренческой ориентацией и духовным развитием.
В заданном контексте муниципальные образовательные учреждения становятся стартовыми площадками для участия в создании новой экономики, институтов воспитания конкурентоспособных, социально ответственных, инициативных и компетентных граждан. Направления их деятельности связаны с модернизацией содержания образования и процессов управления, участием гражданских институтов в оценке качества образования.
По состоянию на 01.09.2015 сеть муниципальных образовательных учреждений выглядит следующим образом:
N п/п | Наименование | Количество, ед. |
1 | Сеть образовательных учреждений, в том числе: | 366 |
2 | Дошкольные учреждения | 212 |
3 | Общеобразовательные учреждения | 120 |
4 | Учреждения дополнительного образования детей | 19 |
5 | Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи | 7 |
6 | кроме того: | |
7 | Централизованные бухгалтерии | 6 |
8 | Красноярский информационно-методический центр | 1 |
9 | Центр обеспечения безопасного функционирования учреждений отрасли "Образование" | 1 |
10 | Контингент образовательных учреждений, в том числе: | Количество, чел. |
11 | Количество воспитанников в муниципальных ДОУ | 42589 |
12 | Количество учащихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях | 95885 |
13 | Количество учащихся в УДО | 28001 |
На 01.09.2015 сеть учреждений дошкольного образования города представлена 227 учреждениями, из них 212 - муниципальных, 9 - ведомственных и 6 - частных детских садов.
Кроме того, группы полного дня для детей дошкольного возраста функционируют на базе общеобразовательных школ (МАОУ "Красноярская университетская гимназия N 1-Универс", МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 148", МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 81", МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 78", МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 55", МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 8", МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 97", МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 12", МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 13"), учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста (МБОУ "Прогимназия N 131 с приоритетным осуществлением интеллектуально-эстетического развития воспитанников и обучающихся", МБОУ "Начальная школа - детский сад N 37").
Муниципальные дошкольные образовательные учреждения посещает 42589 детей в возрасте от 0 до 7 лет, в том числе 39561 ребенок в возрасте от 3 до 7 лет.
Негосударственные дошкольные организации, имеющие лицензию на право ведения образовательной деятельности, посещают 1397 детей.
Дополнительно 1271 ребенок получает услугу по дошкольному образованию в группах кратковременного пребывания на базе муниципальных образовательных учреждений.
В городе развивается сеть частных детских садов, центров семейного доверительного воспитания, которые оказывают услуги по присмотру и уходу, образованию дошкольников. Количество детей в возрасте от 3 до 7 лет, охваченных данными услугами, составляет более 2 тыс. человек.
Для обеспечения местами в дошкольных учреждениях детей от 3 до 7 лет в 2015 году реализован комплекс мер: строительство новых детских садов, капитальный ремонт зданий, переоборудование помещений в действующих дошкольных учреждениях, выкуп зданий, пригодных для размещения детских садов, приобретение услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста с 3 до 7 лет у частных организаций, а также оказание мер социальной поддержки в виде предоставления ежемесячной денежной выплаты родителям детей от 3 до 5 лет, не посещающим детский сад.
Одним из основных векторов развития дошкольного образования является внедрение федеральных государственных образовательных стандартов. Этот процесс начался в 2014 году, обеспечен методическим сопровождением разработки образовательных программ, обучением педагогов и созданием необходимых условий для повышения качества дошкольного образования. 7 детских садов города выполняют функцию базовых площадок Красноярского краевого института повышения квалификации педагогических кадров по введению стандартов.
В предстоящий период большое внимание будет уделено взаимодействию с частными дошкольными образовательными учреждениями. Это связано с необходимостью расширения возможностей для населения в части выбора дошкольных образовательных услуг, повышения их доступности и качества.
Сеть общеобразовательных учреждений в 2014/2015 учебном году представлена 126 учреждениями, в которых обучалось 91933 школьника, в том числе:
начальное общее образование - 40021 учащийся;
основное общее образование - 41907 учащихся;
среднее общее образование - 10005 учащихся.
По данным комплектования на 2015/16 учебный год в 120 общеобразовательных учреждениях численность обучающихся увеличится на 1,05% и составит 95885 человек, в том числе:
начальное общее образование - 41782 учащихся;
основное общее образование - 44468 учащихся;
среднее общее образование - 9635 учащихся.
Учитывая рост числа детей школьного возраста (2010/11 учебный год - 83022 чел., 2011/12 учебный год - 88050 чел.; 2012/13 учебный год - 88931 чел., 2013/14 учебный год - 90171 чел., 2014/15 учебный год - 91933 чел.), физическое состояние зданий образовательных учреждений, построенных 30 - 50 лет назад, возникает необходимость их обновления. В целях обеспечения безопасности зданий и сооружений, осуществления квалифицированного инженерного обслуживания объектов, своевременного проведения регламентных работ создано муниципальное казенное учреждение "Центр обеспечения безопасного функционирования учреждений отрасли "Образование".
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и направлениями социально-экономического развития города Красноярска обеспечение безопасности муниципальных учреждений социальной сферы города Красноярска, в том числе образовательных учреждений, является одной из приоритетных задач.
Основное условие сохранения жизни и здоровья обучающихся и работников от возможных несчастных случаев, аварий и других чрезвычайных ситуаций - это создание работоспособной материально-технической базы.
Состояние муниципальных образовательных учреждений характеризуется высокой степенью изношенности зданий, инженерных конструкций (сетей) и коммуникаций. Около 40% зданий введены в эксплуатацию до 1970 года, из них 16 зданий построены до 1940 года.