Категория "риска" применительно к управлению развитием муниципальных экономических систем может быть рассмотрена как опасность потенциально вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, который рассчитан на планируемое использование всех видов ресурсов в муниципальном сообществе. Управление рисками развития муниципальных экономических систем можно определить как один из важнейших, постоянно реализуемых видов управленческой деятельности, обеспечивающих устойчивое развитие и сглаживание негативных последствий потерь и кризисов различной природы.
В современных условиях целесообразен переход от принципа "абсолютной" безопасности или "нулевого" риска к принципу "приемлемого" риска, что обеспечивает качественный подход в управлении территориальным развитием. При оценке риска конкретной ситуации в муниципальных экономических системах следует учитывать совокупность влияющих факторов. Для каждого из оцениваемых событий состав учитываемых факторов специфичен.
Учет рисков посредством сценарного планирования.
Устойчивая динамика показателей развития за последние годы и оценка макроэкономических зависимостей позволяют предвидеть вероятный уровень влияния отдельных факторов на смещение предполагаемой траектории развития, возможный "коридор" характеризующих параметров. Вероятность и уровень проявления различных рисков учитываются посредством сценарного планирования, что позволяет проектировать варианты развития с учетом предполагаемого воздействия факторов среды, набора мер и проектов. При проявлении рисков наличие сценариев развития позволяет оценивать вероятный уровень смещения траектории развития в пределах учитываемых тенденций и принимать меры альтернативного сценария. Стратегией социально-экономического развития города Красноярска до 2020 года предусматривается два базовых сценария: инерционный и целевой (инфраструктурный).
Основные риски социально-экономического развития города:
- риски макрогруппы:
ухудшение макроэкономических условий в связи с падением мировых цен на нефть при сохранении высокой зависимости российской экономики от конъюнктуры мировых рынков;
нарушение макроэкономического равновесия в связи с ослаблением рубля и недостаточным притоком капитала;
утрата позиций на рынках высокотехнологичных товаров из-за исчерпания имеющихся технологических заделов и снижения экспортного потенциала высокотехнологичного сектора; усиление технологического отставания экономики от лидирующих стран; повышение рисков техногенных катастроф в сфере производственной инфраструктуры из-за недостаточных темпов ее модернизации;
утрата передовых позиций в научно-исследовательском секторе из-за отставания в реформировании науки и создании инновационной инфраструктуры;
обострение ограничений со стороны энергетических мощностей и пропускной способности транспортной системы из-за неполной реализации инвестиционных программ в электроэнергетике и на транспорте;
- риски микрогруппы:
перелив ресурсов в более развитые города и регионы России;
усиление территориальных диспропорций в связи с развитием ядра Агломерации, чрезмерное увеличение инфраструктурной и финансовой нагрузки на Красноярск;
нереализация, несвоевременный запуск крупных инвестиционных проектов, незавершение отдельных параметров развития по проекту (в частности, проект ОЭЗ Портового типа), в том числе из-за недостатка финансовых и инвестиционных ресурсов, участников проекта;
отставание модернизации инфраструктуры под планируемые инвестиционные проекты; ухудшение качественного состояния инженерной, транспортной инфраструктуры;
недостаток социальных бюджетных инвестиций для повышения качества жизни населения;
обострение дефицита трудовых ресурсов, вынужденный рост компенсационных социальных затрат;
обострение экологических проблем, связанных с ростом антропогенной нагрузки на природу в условиях интенсивного развития институтов и инфраструктуры;
ухудшение здоровья населения при отставании в модернизации сферы здравоохранения.
Группы рисков: финансовые и экономические, технико-технологические и инфраструктурные, социальные, организационные, правовые и политические, прочие.
Факторы рисков:
высокая волатильность цен на мировых рынках сырья, затрудняющая оценку перспектив экономического развития и снижающая вследствие этого инвестиционную привлекательность территории для частного бизнеса. Роль фактора будет снижаться по мере диверсификации территориальной экономики;
суровые природно-климатические условия, приводящие к удорожанию (по сравнению с центральными регионами европейской части России) проживания людей и экономической деятельности, в том числе строительства;
неблагоприятная институциональная среда, создающая условия для вывоза капитала в европейскую часть страны и за границу. Главным препятствием экономического роста является дефицит финансовых ресурсов, который резко усилился в кризисных и посткризисных условиях;
транспортная удаленность от развитых регионов страны и мировых рынков. Негативное воздействие данного фактора в долгосрочной перспективе будет ослабляться вследствие создания новых транспортных коридоров, появления новых высокоэкономичных видов транспорта, все более ощутимого увеличения в отраслевой структуре производства, а также в структуре ввоза и вывоза продуктов с высокой стоимостью единицы массы и объема.
Задача диверсификации существующей структуры экономики и создания мощного комплекса перерабатывающих производств - исключительно внутрироссийская, с опорой, в основном, на собственные ресурсы. Это предполагает наличие четких законодательно установленных правил и условий, обеспечивающих национальные интересы.
Внутренние ограничения: