Приоритетные направления и средства реализации цели:
Установление параметров планируемого развития элементов городской планировочной структуры: разработка местных нормативов градостроительного проектирования, разработка Генерального плана, планировочных структур и проектов планировки жилых районов города:
- полное обеспечение градостроительной документацией территории города Красноярска;
- ежегодное выделение для целей строительства не менее 170 га земель;
- интенсификация использования уже занятых городских территорий, в частности, садовых и дачных объединений граждан, под размещение многоэтажной застройки и общественных комплексов (район СФУ, жилой район "Кузнецовское плато"). Замена малоэтажной жилой застройки на высокоплотную многоэтажную;
- устранение неравномерностей и диспропорций в размещении по территории города объектов социально-культурной сферы (дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений, поликлиник, учреждений спорта и культуры). Приоритетное развитие социально-культурной инфраструктуры в новых и отдаленных от центральной части города жилых массивах;
- ликвидация отдельных производственных площадок на особо ценных, с точки зрения градостроения, территориях с целью предоставления участков под строительство общественно-деловых комплексов (территории ОАО "Сивинит", ЗАО "Шелен", ЗАО "Енисейлес", бывшего телевизорного завода (ЗАО "Искра") и жилых районов и микрорайонов ("Пашенный", "Утиный плес", "Южный берег", юго-западный жилой район "Лалетино").
Реализация инвестиционных проектов строительства многофункционального комплекса с парково-рекреационной зоной на острове Молокова.
Реализация инвестиционных проектов комплексной застройки жилых микрорайонов города Красноярска. Дальнейшее развитие самого большого по объему строительства на левобережье района "Аэропорт", "Слобода Весны", комплексная застройка микрорайонов в Октябрьском районе города, "Солонцы-2" в Центральном районе города, "Кузнецовское плато" - в Кировском районе города.
Формирование и осуществление единой городской политики в области наружной рекламы и информации.
Ремонт объектов озеленения и объектов общего пользования. Реконструкция зеленых насаждений, устройство ландшафтного и вертикального озеленения, цветочного оформления.
Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений муниципальной формы собственности.
Улучшение качества жилого фонда, повышение комфорта и эстетики городской среды напрямую связано с темпами реализации основных положений Генерального плана города на расчетный срок до 2020 года. В развитие Генерального плана будут разработаны: местные нормативы градостроительного проектирования, План реализации Генерального плана города Красноярска, актуализирована Комплексная транспортная схема города.
В настоящее время в Красноярском крае отсутствуют региональные и местные нормативы градостроительного проектирования - основа правового регулирования застройки населенных пунктов, которые должны содержать минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, благоустройства территории). В соответствии с долгосрочной целевой программой "О территориальном планировании Красноярского края на 2009 - 2011 годы" (утверждена Постановлением Правительства Красноярского края от 07.04.2009 N 175-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "О территориальном планировании Красноярского края на 2009 - 2011 годы"), разработка региональных нормативов градостроительного проектирования Красноярского края должна быть завершена до 2011 года.
В соответствии со ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, содержащих минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека ниже, чем расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, содержащиеся в региональных нормативах градостроительного проектирования. Таким образом, принятие региональных градостроительных нормативов должно определить нижнюю границу при проектировании благоустройства в городе Красноярске.
Институтом ОАО "ТГИ "Красноярскгражданпроект" осуществлен поиск территориальных резервов для перспективного развития города. Выявлено и оценено 20 площадок общей площадью 9,5 тыс. га, емкостью порядка 700 тыс. человек, расположенных в границах города и частично на территории прилегающих районов. Десять площадок рассматриваются как резерв компактного расселения и 10 площадок в радиусе 10 - 25 км от города - для создания загородного пояса расселения (строительство коттеджных поселков). Ежегодный ввод жилья в 2011 - 2012 годах составит 618 - 657 тыс. кв. метров, с выходом на 890 тыс. кв. метров к 2015 году и 1322 тыс. кв. метров в 2020 году.
В качестве формирования новой градостроительной политики предусматривается проектировать "Модульную" жилищную застройку: "Дом - Парковка - Социальные объекты - Торговая сеть". На земельном участке, предназначенном для эксплуатации жилого дома, размещаются следующие основные объекты и элементы благоустройства:
жилые дома (или их комплексы);
проезды и пешеходные дороги, ведущие к жилым домам;
стоянки автомобильного транспорта;
площадки озеленения;
площадки для отдыха и игр детей;
площадки для отдыха взрослых;
спортивные площадки;
хозяйственные площадки.
Жилые зоны предназначены для размещения жилой застройки, объектов торговли и общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, школьно-дошкольных учебно-образовательных объектов, стоянок легкового автомобильного транспорта, иных объектов, связанных с повседневным обслуживанием жизнедеятельности граждан на жилой территории. Увеличение обеспеченности жилой зоны объектами социального назначения, торговли, благоустройства и озеленения рассмотрены в соответствующих разделах Программы.
Проекты планировок перспективных жилых районов Красноярска предусматривают размещение подземных автопарковок на территориях жилых дворов, а также наземных многоуровневых паркингов в общественных центрах и коммунальных зонах в количестве, соответствующем 100%-му обеспечению расчетного населения данных жилых районов парковочными местами. В существующих жилых районах, не подлежащих сносу, в перспективе планируется возведение автоматизированных многоярусных парковок при условии их соответствия градостроительным, санитарным, пожарным, экологическим, и иным нормативным требованиям и правилам при наличии свободных участков.
Что касается пространственной ориентации, то постепенно происходит переход от точечной застройки к формированию целых комплексов, примерами которых становятся: