Всемирная туристическая организация в качестве наиболее перспективных к 2020 году определила следующие виды туризма: приключенческий, экологический, культурно-познавательный, тематический и круизы. В качестве основных факторов, препятствующих развитию туризма, обозначены: месторасположение относительно основных географических маршрутов, экономическое развитие и уровень безопасности туристов.
Развитие отрасли туризма дает стимул для увеличения занятости населения, улучшения внешнего облика города, дорог, культурных и исторических объектов туризма. Туризм может стать высокодоходной и динамично развивающейся отраслью экономики города, обеспечивающей растущие налоговые поступления в бюджеты всех уровней. Позитивный импульс развитию туризма придаст успешная реализация мероприятий по сохранению и регенерации исторического и культурного наследия, улучшению экологической обстановки и более полное использование рекреационных ресурсов города и его пригородов, создание новой туристской инфраструктуры и развитие уровня сервиса.
Приоритетные направления и средства реализации целей:
Создание условий для развития туристской деятельности в городе Красноярске с учетом прилегающих рекреационных ресурсов территорий Красноярской агломерации:
- создание системы информационного обеспечения и взаимодействия заинтересованных субъектов туристского бизнеса и ответственных органов власти в области туризма; инициативная деятельность органа администрации города, наделенного полномочиями в области развития туризма в городе; совершенствование нормативно-правовой базы по регулированию организации и развитию туризма в пределах полномочий ответственных органов администрации города и края;
- формирование новых экскурсионно-туристских программ и маршрутов на территории города Красноярска и его пригородов;
- обеспечение развития социального, делового, спортивного (в том числе горнолыжного и спелео-), познавательного туризма в городе Красноярске и пригородах;
- содействие реализации инвестиционных проектов по созданию новых объектов туристской индустрии, развитию туристской инфраструктуры и повышению уровня сервиса.
Активное продвижение рекреационных достопримечательностей, формирование имиджа гостеприимства территории.
Создание системы аккредитации экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.
Развитие международных и межрегиональных туристских связей, вовлечение молодежи в развитие туристской деятельности:
Создание центра и базы подготовки спортсменов: строительство туристической базы в горном урочище "Ергаки" Ермаковского района Красноярского края.
Интеграция молодежи в реализацию федеральных и международных проектов:
- создание молодежного международного центра в области туризма с использованием баз в горном урочище "Ергаки", в районе озера Шира (а также другой инфраструктуры города и пригородов);
- открытие в Красноярске волонтерского центра подготовки к участию во всероссийских мероприятиях (проектах) "Казань-2013", "Сочи 2014";
- проведение международных молодежных мероприятий (Красноярский молодежный форум и т.д.);
- создание постоянно действующей системы международных молодежных обменов (образовательных, культурных, туристических, профессиональных).
Создание туристско-рекреационной зоны регионального значения в направлении города Дивногорска: государственный природный заповедник "Столбы", фан-парк "Бобровый лог", парк "Роев ручей" и новые объекты.
В последние годы одним из приоритетных направлений развития туризма в России является создание особых туристско-рекреационных зон, центров сосредоточения туристских объектов, с развитой туристской инфраструктурой и высоким качеством обслуживания. Основными требованиями к выделению туристско-рекреационных зон федерального уровня является наличие скопления туристских ресурсов, известных на уровне страны и на мировом уровне либо имеющих высокий потенциал для их развития, также развитая или имеющая потенциал для развития туристская индустрия, удовлетворяющая запросам всех категорий туристов, в большей степени пригодная для развития въездного туризма.
В России созданы особые экономические зоны туристско-рекреационного типа федерального значения в следующих субъектах: Краснодарском, Ставропольском и Алтайском краях, Калининградской и Иркутской областях, Республиках Алтай и Бурятия. Одним из критериев при их отборе являлась возможность развития въездного туризма.
Учитывая территориальную удаленность Красноярской агломерации от европейских стран и отсутствие специфических туристских ресурсов потенциал города для привлечения иностранных туристов и достижения высокого уровня въездного туризма - низкий. В связи с этим отсутствуют основные условия для создания на территории Агломерации и города туристско-рекреационной зоны федерального значения.
Принимая во внимание необходимость создания мест для отдыха жителей города и Красноярского края, а также возможности для организации туров и отдыха для деловых и других категорий туристов, в том числе и въездного туризма, доля которых постоянно увеличивается, представляется перспективным создание комплексной туристско-рекреационной зоны регионального значения. Это положительно скажется на развитии отраслей, сопряженных со сферой туризма.
С учетом территориального месторасположения туристских ресурсов и зон отдыха наиболее приоритетным представляется создание туристско-рекреационной зоны на правом берегу от района "Базаиха" в направлении города Дивногорска, включающей часть Манского района края и Красноярского водохранилища, в направлении Южного вектора развития Красноярской агломерации. На данный момент, на территории туристско-рекреационной зоны расположены следующие туристские ресурсы: государственный природный заповедник "Столбы", парк "Роев ручей", горнолыжные склоны, Красноярская ГЭС, пещеры, расположенные вдоль реки Бирюса, а также рек Енисей и Мана.
При создании и развитии туристско-рекреационной зоны возникают следующие проблемы:
- перегруженность основной дороги, идущей параллельно Енисею, как для массовых пассажироперевозок, так и для личного автотранспорта;
- неэффективное использование железнодорожного, электрического транспорта на территории туристско-рекреационной зоны;
- низкое качество второстепенных автодорог, ведущих к туристским ресурсам в туристско-рекреационной зоне;
- низкая обеспеченность объектами туристской индустрии, а также узкий спектр и низкое качество предоставляемых туристских услуг;