Красноярск является одним из крупнейших на востоке страны межрегиональных центров. Позиционирование роли Красноярска в СФО производится, как правило, определением его потенциала после города Новосибирска, хотя по сравнению с городом Новосибирском у Красноярска все же имеются некоторые преимущества, а именно потенциал Сибирского федерального университета и широкие возможности по развитию логистической инфраструктуры (Красноярская портовая особая экономическая зона (далее - ПОЭЗ).
Преимуществами всех городов Сибирского федерального округа являются высокая обеспеченность природными и энергетическими ресурсами, наличие развитой индустриальной базы, высокая концентрация человеческого потенциала как в отдельных городах и агломерациях (города Омск, Красноярск, Иркутск), так и в группе сибирских городов (Новосибирск, Томск, Кемерово-Новокузнецк, Барнаул-Бийск).
Реализацию экономического потенциала городов сдерживают суровые климатические условия, недостаточный уровень развития инфраструктуры, слабая заселенность окружающих территорий, крайняя уязвимость природной среды северной и восточной частей Сибири к антропогенным нагрузкам. Внутренняя экономическая связность округа низка, входящие в его состав субъекты Российской Федерации существенно различаются по условиям ведения хозяйства, структуре экономики (северные ресурсодобывающие и южные аграрно-промышленные с преобладанием обрабатывающих отраслей) и по уровню социально-экономического развития. Условия для развития обрабатывающей промышленности, транспортная освоенность и заселенность региона значительно уступают условиям европейской части России.
В западной части Сибири выделяется инновационно-промышленная зона с центрами в городах Новосибирске, Томске и Омске с диверсифицированным развитием всего спектра обрабатывающих производств, включая химию, нефтехимию и машиностроение, реализующая научно-образовательный потенциал, приоритеты которого составляют биогенетика и биотехнологии, медицина и фармацевтика, информационные, промышленные и ядерные технологии.
Внутренняя связность транспортной сети западной Сибири и ее интеграция в общую транспортную систему обеспечивается, главным образом, за счет железнодорожного сообщения между городами - столицами субъектов Российской Федерации и авиахаба в новосибирском транспортном узле.
Развитие Южной Сибири (юг Новосибирской и Омской областей, Алтайский край и Республика Алтай) обусловлено традиционной агропромышленной специализацией, а также наличием значительных и уникальных туристско-рекреационных ресурсов. Южносибирская зерновая зона входит в число крупнейших в стране, но высокие транспортные тарифы сдерживают реализацию зерновой, мукомольной и мясомолочной продукции за пределами региона. Мощный базис развития всего Алтая может составить добыча и переработка широкого спектра ресурсов рудных и нерудных месторождений (бурого угля, висмута, меди, кобальта, вольфрама, железных руд, полиметаллов, золота и серебра).
Перспективы развития Кузбасса и Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса определяются добычей и глубокой переработкой угля с его газификацией и ликвификацией, химией и нефтехимией, металлургическими и машиностроительными производствами, тепло-, гидро-, электроэнергетикой.
Особое значение для развития Сибирского федерального округа приобретает Красноярская агломерация, в которой наряду с развитием традиционных для нее экономических специализаций - цветной металлургии, химии, тяжелого и сельскохозяйственного машиностроения, деревообработки, транспортной логистики, науки и образования - будут концентрироваться функции по управлению развитием и освоением территорий сопредельных регионов. <6>
________________
<6> Министерство регионального развития Российской Федерации КОНЦЕПЦИЯ совершенствования региональной политики в Российской Федерации http://www.komfed.ru/section_42/475.html
Красноярск - один из крупнейших городов Сибири, по численности населения он уступает лишь городам Новосибирску и Омску. В настоящее время Красноярск находится во второй десятке крупнейших городов страны (14 место), являясь одним из лидеров в группе городов с численностью населения от 500 тыс. до 1 млн. человек (таблица 30).