Недействующий

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА ДО 2020 ГОДА


 Рисунок 17 - Сценарии развития города Красноярска

                  ┌═════════════════════════════════════‰
                  │      Сценарии развития города       │
                  └═════════════════════════════════════…

                 /                                       \
                /                                         \

  ┌═══════════════════════════════‰     ┌════════════════════════════════‰
  │          Инерционный          │     │   Целевой (инфраструктурный)   │
  └═════════════┬┬════════════════…     └═══════════════┬┬═══════════════…

                \/                                      \/

┌══════════════════════════════════════════════════════════════════════════‰
│                        Стратегические приоритеты                         │
├═══════════════════════════════════┬┬═════════════════════════════════════┤
│- Красноярский край и  город       ││- развитие инженерной, транспортной  │
│Красноярск рассматриваются как     ││инфраструктуры, инфраструктуры       │
│ресурсно-сырьевой регион России;   ││поддержки предпринимательства для    │
│- преимущественное развитие базовых││формирования инновационной экономики;│
│отраслей промышленности            ││- развитие социальной инфраструктуры;│
│(металлургия);                     ││- инновационное развитие и           │
│- увеличение экспорта сырьевых     ││модернизация экономики;              │
│ресурсов и сужение производственной││- диверсификация промышленного       │
│специализации на обслуживание      ││сектора;                             │
│металлургической отрасли           ││- активное внедрение на растущие     │
│                                   ││российские рынки;                    │
│                                   ││- увеличение плотности базовой       │
│                                   ││инфраструктуры между муниципальными  │
│                                   ││образованиями                        │
└═══════════════════════════════════…└═════════════════════════════════════…


Инерционный сценарий отражает сохранение сложившихся тенденций и механизмов регулирования региональной экономики, замедленную реализацию новых инвестиционных проектов в условиях снижения технологической конкурентоспособности обрабатывающих производств. В его основе лежит консервация сложившихся тенденций, замедление темпов роста экономики по итогам 2009 года, усиление экономической дифференциации населения, сдерживающей процессы модернизации социальной инфраструктуры, отказ от реализации новых долгосрочных приоритетных проектов и программ, повышающих сравнительные преимущества экономики города.

Инерционный сценарий проецирует основные тенденции современного этапа социально-экономического развития Красноярска и прилегающих территорий, как положительные, так и отрицательные, в будущее. По инерционному сценарию наиболее вероятны дальнейшая концентрация экономического потенциала и сферы услуг в Красноярске, замыкание в ядре большинства функций. Этот сценарий будет иметь следующие следствия:

- рост трудовых безвозвратных и маятниковых миграций в Красноярск из ближайших городов и сельской местности, увеличение численности населения города;

- дальнейшая интенсификация жилищного строительства в Красноярске и ближайших пригородах, рост площади города и обострение проблем, связанных с градостроительными ограничениями;

- ориентация экономики ближайших муниципальных районов на поставки сырья (сельхозпродукции, круглого леса) для перерабатывающих предприятий Красноярска;

- концентрация бюджетных доходов в столице края, нарастание финансовых диспропорций между муниципальными образованиями Красноярской агломерации;

- обострение транспортных и экологических проблем Красноярска;

- усугубление проблем в сельской местности, связанных с низкой обеспеченностью социальной инфраструктурой удаленных от основного ареала расселения деревень и поселков.

Сохраняются современные структурные характеристики: доминирование сырьевого сектора в накоплении капитала, слабое развитие обрабатывающих секторов, анклавный характер высокотехнологичных секторов и экономики знаний. Обрабатывающие производства в целом остаются низкоконкурентоспособными. Структура экономики практически законсервируется. Некоторый рост доли инновационного сектора будет идти, в основном, за счет оборонно-промышленного комплекса и развития информационных технологий и связи.

Целевой (инфраструктурный) сценарий ориентируется на развитие инженерной, транспортной инфраструктуры, инфраструктуры поддержки предпринимательства, направленных на ускорение экономического роста и формирование инновационной экономики. Наряду с использованием конкурентных преимуществ в традиционных секторах (энергетика, цветная металлургия, производство строительных материалов, транспорт), предполагается развитие высоко- и среднетехнологичных производств, превращение инновационных факторов в источник экономического роста. Планируются инвестиционные вложения в развитие социальной инфраструктуры, развитие социального сектора на основе экономики знаний, что будет направлено на формирование и повышение эффективности человеческого капитала.

Целевой сценарий характеризуется меньшим влиянием последствий финансового кризиса на экономику города, реализацией конкурентных преимуществ в таких отраслях как промышленность, энергетика, строительство, транспорт, индустрия сервиса, питания, переработка ТБО, а также реализацией, начиная с 2013 - 2014 годов, проектов, связанных с развитием Красноярской агломерации.

Целевой сценарий предполагает:

- максимально полную интеграцию муниципальных образований во всех сферах деятельности при сохранении определенной административной автономности;

- согласование Генерального плана Красноярска и схем районной планировки муниципальных образований и программ социально-экономического развития с целью максимизации агломерационного эффекта, т.е. возможно более полного использования потенциала каждого отдельного муниципального образования.

- наличие комплекса мер адресной поддержки наиболее важных и перспективных проектов, обеспечивающих высокий мультипликативный эффект, - это, в первую очередь, инфраструктурные проекты и бизнес-проекты общеагломерационного масштаба. Следует проектировать опережающее развитие транспортной инфраструктуры, обеспечивающее возможно более тесную систему связей между территориями, в которую было бы интегрировано каждое муниципальное образование. Развитие новых транзитных направлений, нового центра и районов массовой жилищной застройки, подготовка участков под технопарки и др. способны разгрузить Красноярск в его нынешних границах, существенно улучшить качество среды жизнедеятельности как в самом городе, так и во внешней зоне Красноярской агломерации, привлечь крупный бизнес и придать мощный импульс малому и среднему бизнесу. Все это обеспечит не только новые высокооплачиваемые рабочие места, но, в конечном счете, преимущество Красноярска перед всеми остальными сибирскими центрами в борьбе за население и инвестиции.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Красноярской агломерации до 2020 года наиболее привлекательным стратегическим фокусом для Красноярской агломерации с точки зрения создания добавленной стоимости и имеющегося потенциала является сценарий "Центр предпринимательства и инноваций".

Красноярская агломерация на сегодняшний день является производственной площадкой, преимущественно ориентированной на продукцию с невысокой добавленной стоимостью. При этом, как уже отмечалось ранее, проблема территориальной удаленности от основных рынков сбыта не позволяет в должной мере решать и эту задачу в силу высоких затрат на перевозку. Основные внешние тенденции, а также обозначенные проблемы Агломерации в сферах экономики и качества жизни тоже диктуют необходимость смены стратегического фокуса к созданию более высокой добавленной стоимости, а соответственно, и более высокого уровня благосостояния населения и качества жизни.

Основные показатели развития экономики города до 2020 года в соответствии с базовыми сценариями представлены в таблице 42.