Недействующий

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА ДО 2020 ГОДА


4.3. Возможные модели управления Агломерацией. Правовые аспекты и инструменты межмуниципального сотрудничества


Программными документами применительно к Красноярской агломерации рассматриваются 2 модели управления:

- двухуровневая модель управления с двумя разновидностями:

созданием муниципального образования "второго уровня" на территории всей Агломерации с прямым (одноуровневым) управлением центральным городом;

созданием муниципального образования "второго уровня" с компактной системой собственных органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия, делегированные городскими округами и муниципальными районами (с договорным распределением полномочий).

- договорная модель управления.

При этом создание агломерированного округа (двухуровневая модель управления) потребует длительной процедуры, включающей в том числе и проведение референдума в каждом из городских округов. Применительно к договорной модели управления Агломерацией столь сложного механизма объединения усилий муниципальных образований Красноярской агломерации не требуется. В этом варианте достаточно заключения договоров (соглашений), о чем принимают решения главы администрации и (или) представительного органа каждого из муниципальных районов, городских округов (в порядке, определенном их уставами).

Подписание Соглашения 3-х городских округов и 4-х муниципальных районов можно считать первым шагом на пути создания договорных механизмов управления Красноярской агломерацией. Сегодня целесообразно идти по пути расширения масштабов сотрудничества, уплотнения взаимодействия, разрабатывать и использовать конкретные формы кооперации муниципалитетов. В дальнейшем (в случае принятия на федеральном уровне соответствующей законодательной базы) возможно создание на территории Красноярской агломерации муниципального образования "верхнего" уровня.

Таким образом, в рамках договорных механизмов муниципальные образования сохраняют юридическую самостоятельность и самостоятельность в вопросах оперативного управления. При этом они имеют юридически оформленную, единую позицию по стратегическим вопросам развития. Разрабатывают и принимают скоординированные между собой стратегические документы - стратегию развития, имеют общий (единый) или согласованные генеральные планы, правила землепользования и застройки, систему правового зонирования, согласованные или единые на всю Агломерацию планы развития инфраструктур. Проводят единую или согласованную социальную, жилищную, экономическую и финансовую политику.

Создание такой модели возможно в рамках действующего правового поля и не требует проведения специальных электоральных процедур для ее образования. В то же время, принятие решений в рамках подобной модели возможно только на условиях консенсуса и одобрения всеми входящими в состав Агломерации муниципальными образованиями, что делает этот процесс достаточно длительным и сложным, остается влияние интересов малых групп.

В целях организации межмуниципального сотрудничества российским законодательством, в частности, Федеральным законом N 131-ФЗ (ст. 8, 68, 69), предусматривается возможность создания объединений муниципальных образований, учреждения хозяйственных обществ и других межмуниципальных организаций и заключение договоров и соглашений.

Представительные органы муниципальных образований могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов. Также возможно создание муниципальными образованиями различных ассоциаций (объединений) для организации сотрудничества.

Договорная модель управления предполагает:

- заключение базового договора (соглашения) о сотрудничестве Красноярским краем и всеми муниципальными образованиями Агломерации;

- создание высшего координационного органа управления Агломерацией - его одобрения потребует решение всех ключевых вопросов функционирования и развития городской Агломерации; вопросов, имеющих стратегическое значение;

- формирование структур, обеспечивающих реализацию принятых высшим координационным органом решений.

Обозначим вопросы, требующие проработки в рамках выстраивания межмуниципального сотрудничества:

- подготовка и заключение межмуниципальных соглашений;

- формирование схемы управления совместными между муниципалитетами проектами;

- распределение налоговых доходов от реализации совместных проектов;

- сотрудничество в рамках территориального планирования, учет и развитие кооперационных связей в территориальном планировании между отдельными территориями;

- формирование тарифов на ресурсы, потребляемые муниципалитетами совместно, и центра управления формированием и регулированием тарифов.

Сотрудничество между административными единицами может осуществляться в форме делегирования части полномочий создаваемому межмуниципальному органу управления. Подобным органом может стать Совет Агломерации, в состав которого должны войти главы всех городских округов и муниципальных районов Агломерации, а также уполномоченный представитель Красноярского края.

В функции Совета Агломерации должно входить:

- формирование общего видения стратегических перспектив развития Агломерации;

- определения основных направлений межмуниципального сотрудничества;

- достижение договоренностей о реализации совместных межмуниципальных проектов, принятие согласованных решений об их организации и финансировании;

- обеспечение межмуниципального взаимодействия в вопросах создания благоприятного имиджа Агломерации в глазах инвесторов и повышения ее конкурентоспособности;

- выявление потенциально конфликтных вопросов межмуниципального взаимодействия и поиск компромиссных вариантов их решения.