Доходы и расходы бюджета города Красноярска
2006 год | 2007 год | Темп роста, % | 2008 год | Темп роста, % | 2009 год | Темп роста, % | |
ДОХОДЫ бюджета города - всего, млн. руб., в том числе: | 14547,3 | 19840,3 | 136,4 | 21226,7 | 107 | 20690,5 | 97,5 |
налоговые доходы | 5876,4 | 7907,9 | 134,6 | 9434,7 | 119,3 | 8705,5 | 92,3 |
неналоговые доходы | 1858,2 | 2323,3 | 125 | 1848,8 | 79,6 | 2239,7 | 121,1 |
безвозмездные поступления | 6229,6 | 8898,1 | 142,8 | 9179,2 | 103,2 | 9014,8 | 98,2 |
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности | 583,1 | 711 | 121,9 | 764 | 107,5 | 730,5 | 95,6 |
РАСХОДЫ бюджета города, млн. руб. | 14423,9 | 18705 | 129,7 | 22946,4 | 122,7 | 22377,2 | 97,5 |
Доля доходов в расходах, % | 100,9 | 106,1 | x | 92,5 | x | 92,5 | x |
Источник: решения Красноярского городского Совета депутатов об исполнении бюджета города за 2007 год, за 2008 и 2009 годы.
Проведенный анализ структуры доходов бюджета города Красноярска показывает, что основу доходной части бюджета города составляют налоговые поступления (таблица 12).
На протяжении ряда лет в стране проходило реформирование налоговой и бюджетной системы. За годы налоговой реформы количество местных налогов постоянно сокращалось. Из 12 местных налогов к 2005 году осталось только два. Это - земельный налог и налог на имущество физических лиц. На федеральном уровне именно эти налоги рассматривались в качестве существенного резерва пополнения местных бюджетов. В то же время эти налоги труднособираемы, и механизм их взыскания достаточно затратный. Несмотря на то, что с 01.01.2006 земельный налог стал исчисляться от кадастровой стоимости земельных участков, доля местных налогов (земельного и налога на имущество физических лиц) в общем объеме собственных доходов бюджета города на протяжении ряда лет остается незначительной и не превышает 7%.
Также в 2005 году Законом Красноярского края от 11.11.2003 N 8-1534 "О межбюджетных отношениях в Красноярском крае" были снижены нормативы отчислений в бюджет города от основных регулирующих налогов: налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. Перестали поступать в бюджет города налог на игорный бизнес, единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налог на имущество организаций.
На поступление доходов бюджета города влияли не только изменение налогового и бюджетного законодательства, но и экономическая ситуация в стране и городе.
Из-за влияния мирового экономического кризиса темпы роста экономики города в 4-м квартале 2008 года замедлились. В результате за 2008 год поступление по налоговым и неналоговым доходам составило 84,9% от плана на год, в т.ч. по налогу на прибыль организаций бюджет города недополучил 17,1% от плана года из-за снижения платежеспособности и увеличения нереализованной продукции организаций, падения на мировом рынке цены на алюминий.
Самым сложным временем для города, как и для всей страны, стал 2009 год. В экономике города стали проявляться негативные процессы: спад производства и объемов строительства, сокращение численности работников, рост задолженности по заработной плате. Как следствие, уменьшились поступления доходов в бюджет города.
По сравнению с 2008 годом поступления доходов в бюджет города снизились на 2,5%. В 2010 году ситуация постепенно выравнивалась. Экономика города после кризиса начала идти в рост. Поступления собственных доходов превысили докризисный уровень.