5.1. Технологический процесс диспетчерского управления призван обеспечить выполнение утвержденного плана организации движения автобусов на городских маршрутах.
5.2. Диспетчерский состав ЦДС, выполняя технологический процесс, руководствуется маршрутными расписаниями и добивается выполнения предусмотренных расписаниями рейсов.
5.3. Технологический процесс управления состоит из трех последовательно выполняемых этапов: информации, контроля, регулирования.
5.4. Система информации, поступающая в ЦДС, включает данные о фактическом выпуске автобусов на маршруты, выделенном резерве автобусов, времени фактического отправления автобусов с начальных пунктов маршрута, времени проследования промежуточных контрольных точек и прибытия на конечные точки по каждому рейсу всех автобусных маршрутов города.
5.5. Система контроля предусматривает следующие виды контроля:
- оперативный - за полным и своевременным выпуском автобусов, в разрезе каждого маршрута;
- за автобусами на линии, их преждевременными возвратами, опозданиями, сходами, простоями по техническим и эксплуатационным причинам;
- за своевременным выполнением рейсов, предусмотренных в маршрутных расписаниях;
- за регулярностью движения автобусов по каждому рейсу на всем протяжении маршрута;
- за использованием резервных автобусов;
- за состоянием перевозки пассажиров на маршрутах и эффективностью использования автобусов;
- за состоянием безопасности движения автобусов;
- за выпуском и использованием автобусов, обслуживающих предприятия и организации.
5.6. Система регулирования движения предусматривает необходимость применения диспетчерским составом ЦДС оперативных регулировочных мероприятий (включая использование резервных автобусов), обеспечивающих восстановление нарушенной регулярности движения автобусов на маршрутах и повышение эффективности использования автобусов, с целью выполнения плана организации движения и улучшения качества перевозки пассажиров.
5.7. Технологический процесс ЦДС базируется на трех основных принципах:
- объективная информация о состоянии регулярности движения автобусов и условиях перевозки пассажиров на маршрутах поступает в процессе выполнения рейса, обеспечивая возможность диспетчеру находиться "впереди автобуса" (принцип регулярности);
- объективная информация поступает в ЦДС без промежуточных звеньев, т.е. по системе "водитель - ЦДС" ("пассажир - ЦДС"), обеспечивая возможность оперативного уточнения ситуации на маршруте;
- объективная информация, формируемая автоматически в вычислительном комплексе АСУ-Т о всех фактически выполняемых рейсах, отображается в окне "горячих сообщений" диспетчера лишь при наличии отклонений (более или менее пяти минут), обеспечивая возможность регулирования движением автобусов (принцип управляемости).
5.8. Информация о состоянии движения в условиях АСУ-Т поступает ЦДС и водительскому составу в пути следования, а также пассажирам на основных остановочных пунктах автобусных маршрутов.
5.9. Старший диспетчер автобусного отделения ЦДС, осуществляя контроль за выпуском и распределением автобусов по маршрутам, обеспечивая общее руководство маршрутными диспетчерами своей смены, получает следующую оперативную информацию от диспетчера перевозчика:
- об ожидаемом выпуске автобусов по маршрутам, по обслуживанию предприятий и организаций, а также о наличии резервных автобусов - ежедневно в период между 16.00 - 17.00 ч;
- о фактическом выпуске и наличии автобусов на каждом маршруте по часам суток;
- о выпуске резервных автобусов на маршруты - сообщается оперативно;
- о несвоевременном выпуске автобусов на линию - сообщается оперативно;
- о времени и причинах преждевременных возвратов автобусов с маршрута - сообщается оперативно.
Поступающая информация по мере необходимости передается старшим диспетчером маршрутным диспетчерам ЦДС и оформляется в диспетчерском журнале ЦДС.
5.10. Маршрутный диспетчер ЦДС, обеспечивая контроль за состоянием регулярности движения автобусов и условиями перевозки пассажиров на маршрутах, получает оперативную информацию:
- о времени прибытия на начальный пункт маршрута - номер маршрута, номер выхода, тип автобуса, гаражный номер, фамилия водителя или его табельный номер;