Действующий

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. КАЗАНИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ

Таблица 1.18.1


      Развитие предпринимательства

 2003 г.

2004 г.

 2005 г.

2006 г.

Общее количество субъектов малого
предпринимательства, ед.               

 44182  

 46622  

 62034  

 69200  

Число малых предприятий,
зарегистрированных, ед.                

 18160  

 20700  

 23600  

 27100  

Количество экономически активных
малых предприятий, ед.                 

 10127  

 10352  

 12033  

 12720  

Количество физических лиц,
зарегистрированных в качестве
индивидуальных предпринимателей, ед.   

 34100  

 36270  

 38434  

 42100  

Количество экономически активных
физических лиц, зарегистрированных в
качестве индивидуальных
предпринимателей, ед.                  

 19350  

 21670  

 24300  

 27200  

Среднесписочная численность работающих
на малых предприятиях, ед.             

 67000  

 81200  

 87200  

 100000

Доля субъектов малого
предпринимательства в валовом
территориальном продукте, %            

 13,8   

 16,0  

 18,0   

 20,6  


В г. Казани всем субъектам городской экономики созданы равные условия доступа к получению муниципального заказа, и на сегодня более 75% договоров на поставку продукции и оказание услуг муниципальным учреждениям заключены путем проведения тендеров, 38% из этого числа договоров заключено с субъектами малого предпринимательства. Проводятся открытые аукционные торги по продаже муниципальной собственности. В 2006 году был проведен 21 аукцион, реализовано 157 объектов из 321 выставленного, в целях поддержки субъектов малого предпринимательства при выкупе данных объектов предусмотрена 3 месячная рассрочка платежа.

Несмотря на динамичное развитие малого предпринимательства, необходимо увеличение доли продукции субъектов малого предпринимательства в валовом территориальном продукте (в развитых западных странах, например в США, данный показатель находится на уровне 40%).

Сдерживающими факторами развития деятельности малых предприятий являются: недостаточная информированность субъектов малого предпринимательства об изменениях в действующем законодательстве, административные барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности, отсутствие регламентов деятельности органов исполнительной власти г. Казани, недостаток собственных финансовых средств у субъектов предпринимательской деятельности на фоне труднодоступности кредитных ресурсов, диспропорция рынка недвижимости: при наличии достаточного количества офисных помещений имеется потребность в дополнительных производственно-складских помещениях, обеспеченных соответствующей инженерно-транспортной инфраструктурой.

Для решения данных и других проблем необходима конструктивная работа городских властей для создания благоприятных условий развития частного бизнеса в городе, создания инфраструктуры его поддержки. Состояние предпринимательства в городе, его структура диктуют необходимость создания техно-парков и бизнес-инкубаторов, которые смогут повысить эффективность работы промышленных предприятий города. Решению проблемы труднодоступности кредитов на начальном этапе создания собственного дела может способствовать создание городского залогового (гарантийного) фонда.

Вместе с этим в городе увеличивается количество предпринимателей, добившихся значимых успехов в бизнесе и готовых расширить свою деятельность на регионы России, ближнее и дальнее зарубежье. Задачи городских властей - способствовать налаживанию деловых контактов между представителями деловых кругов Казани и других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья, укреплять позитивную репутацию предпринимательства города, увеличить товарооборот.

Выводы

Развитие малых и средних предприятий в г. Казани способствует улучшению благосостояния горожан, формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, обеспечению занятости, увеличению налоговых поступлений в местный бюджет.

Для успешного развития малого предпринимательства необходимо качественное улучшение инфраструктуры, поддержки и развития предпринимательства, осуществление обмена информацией, практического взаимодействия предпринимателей между собой и с органами местного самоуправления.

Необходимо создание благоприятных условий для дальнейшего развития малого бизнеса в городе, увеличения его доли в валовом территориальном продукте.