Объемы отгруженных товаров собственного производства по г. Казани
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |
Объем отгруженной продукции | 52,2 | 58,7 | 67,6 | 82,6 | 96,5 |
Индекс промышленного | 106,2 | 103,6 | 100,1 | 105,5 | 104,3 |
Основной прирост объемов промышленного производства будет достигнут в химическом и машиностроительном кластере за счет таких бюджетообразующих предприятий, как ОАО "Казаньоргсинтез", ОАО "Нэфис косметикс", ОАО "Казанский завод СК", ЗАО "Кварт", ОАО "КВЗ", ОАО "КМПО", ОАО "Казанькомпрессормаш", ОАО завод "Элекон" и др.
ОАО "Казаньоргсинтез" продолжает строить заводы по производству бисфенола-А мощностью 70 тысяч тонн в год и поликарбонатов на 65 тысяч тонн. Строительство первого завода предполагается закончить в третьем квартале, второго - в конце 2007 года. Кроме того, к концу первого полугодия 2007 года расширится производство этилена с 430 до 640 тысяч тонн. Для обеспечения экономически привлекательных условий для деятельности коммерческих организаций, осуществляющих переработку продукции ОАО "Казаньоргсинтез" и ОАО "Нижнекамскнефтехим", предусматривается создание ОАО "Казанский промышленный округ".
Продолжается строительство маслоэкстракционного завода, которое позволит создать собственную сырьевую базу и обеспечить предприятиям ОАО "Нэфис косметикс" сырыми растительными маслами, необходимыми для производства продукции.
Активно развивается Инновационный технопарк "ИДЕЯ". Проводится работа по созданию индустриального парка "Химград" нефтехимического кластера на площадке ОАО "Тасма-Холдинг".
Выводы
Промышленная политика на данном этапе должна быть направлена на проведение модернизации производства, активное заимствование технологий, активизацию работы в области внедрения интегрированных систем менеджмента в соответствии с требованиями стандартов ИСО 9001, ИСО 14001, ОХСАС 1800, повышение конкурентоспособности товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках.
Повышение жизненного уровня работающих и производительности труда - первостепенная задача каждого руководителя.
Причиной неудач многих предприятий, особенно тех, где сосредоточено наукоемкое производство, считается отсутствие финансирования и государственного заказа. Это безусловно так, но представляется лишь частью правды. Даже при формировании долгосрочного заказа рассчитывать на успех не приходится ввиду отсутствия высокопрофессиональных кадров (рабочих и инженеров), так как многие поменяли работу на другую, лучше оплачиваемую, и на производстве практически не осталось талантливых рабочих высшей квалификации. Решение первоочередной задачи в данном направлении должно обеспечиваться Министерством образования и науки Республики Татарстан совместно с Управлением образования Исполнительного комитета г. Казани.
Обновление основных средств, создание новых конкурентоспособных производств - процесс весьма затратный. Обойтись лишь собственными ресурсами сложно и нередко не так эффективно. В связи с этим особое значение приобретает работа над инвестиционной привлекательностью и потенциальных заемщиков, и государства в целом, что позволит выстоять в жесточайшей конкурентной борьбе за инвестиции. Все это невозможно без развития эффективной инновационной системы, рынка инновационного капитала путем создания финансовых институтов, в том числе венчурных инновационных фондов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла; развитие производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности (технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т.п.).