Действующий

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. КАЗАНИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ


 1.14. Транспорт и связь


На сегодня г. Казань обслуживается четырьмя видами внутригородского пассажирского транспорта: троллейбус, трамвай, метро и автобусы муниципальных транспортных предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Транспортные услуги по пассажирским перевозкам в городе оказывают следующие муниципальные унитарные предприятия: "Метроэлектротранс", ПАТП-2, ПАТП-3, ПАТП-4. Кроме того, услуги городского пассажирского транспорта также оказывают 264 перевозчика негосударственной формы собственности.

В настоящее время в городе сформирована разветвленная маршрутная сеть, протяженность которой составляет 3497,7 км. В 2006 году, по предварительным данным, пассажирскими транспортными предприятиями г. Казани перевезено 335,6 млн пассажиров. За сутки пассажирским транспортом перевозится в среднем 933,3 тыс. платных пассажиров.

Количество подвижного состава, задействованного в обслуживании жителей г. Казани, составляет 2635 единиц: 2162 автобуса, 248 трамваев, 200 троллейбусов, метро - 5 электропоездов (20 вагонов).

На Казанском метрополитене обеспечен самый высокий уровень безопасности, не имеющий аналогов в России. На линиях используются уникальные вагоны с асинхронным двигателем, позволяющим экономить до 30% электроэнергии. На сегодня сданы в эксплуатацию 5 станций метрополитена. Длина эксплуатационного пути в 2-путном направлении составляет 6,8 км. Ежедневно в метро работают 4 поезда. В соответствии с программой капитальных вложений продолжается строительство первого пускового участка первой линии Казанского метрополитена от станции "Горки" до станции "Проспект Победы" протяженностью 1,35 км. Пройдено 729 метров левого и 477 метров правого тоннеля. Ведутся работы по разработке грунта от станции "Кремлевская" до станции "Козья Слобода" протяженностью 2,65 км. Поездка со станции "Горки" до центра города составит 12 минут. Ввод в эксплуатацию второго пускового комплекса первой линии метрополитена планируется в 2008 году, что позволит значительно увеличить пассажирооборот за счет приближения станций метро к "спальным" районам и районам Заречной зоны.

На сегодня преимущественное развитие городского наземного электрического транспорта в г. Казани определяется его надежностью, регулярностью движения, большой пассажировместимостью и экологической чистотой.

Сеть трамвайного транспорта представлена 16 трамвайными маршрутами, которые образуют радиально-кольцевую систему. Трамвайным транспортом обслуживаются все районы города, но большая часть сконцентрирована в Вахитовском районе. От центра города трамвайные маршруты действуют во всех направлениях: Новое Караваево, квартала, Азино - Горки и южная часть Приволжского района.

Сеть троллейбусного транспорта представлена 12 маршрутами. В ее начертании так же, как и в начертании трамвайной сети, просматриваются элементы радиально-кольцевой схемы, однако радиальные элементы по сравнению с транспортной сетью трамвая развиты в меньшей степени, а широтные больше.

На сегодня средний ежедневный выпуск подвижного состава наземного электрического транспорта составляет 168 трамваев и 139 троллейбусов.

До настоящего времени эксплуатируются старые трамваи 1983 г. (при нормативном сроке эксплуатации 16 лет) и троллейбусы 1987 г. (при нормативном сроке эксплуатации 10 лет). Средний возраст трамвайного подвижного состава составляет 12 лет, троллейбусного - 12,9 лет. Износ трамвайных вагонов достиг 71,8%, отработали нормативный срок эксплуатации и подлежат списанию 149 трамваев (60% всего трамвайного парка). Износ троллейбусов составляет 84,2%, подлежат списанию 94 троллейбуса, (47% всего троллейбусного парка).

В г. Казани крайне изношено путевое хозяйство. С 2002 по 2005 годы было реконструировано всего 2,67 км трамвайных путей при нормативе 15 км в год. В 2006 году произведена реконструкция трамвайных путей по улицам Техническая, Фрезерная, Авангардная от площади Вахитова до улицы Тульская общей протяженностью 9,7 км, в том числе оборудованы переезды через трамвайные пути, а также участок на перекрестке улиц Аделя Кутуя и Гвардейская. Установлены опоры и произведен монтаж контактной сети троллейбусной линии по улицам Техническая, Фрезерная, Авангардная протяженностью 2,9 км, выполнены работы по строительству линии по улице Болотникова от улицы Горьковское Шоссе до улицы С.Халтурина, а также введена в эксплуатацию троллейбусная линия по улицам Чистопольская, проспект Ф.Амирхана.

На автобусном транспорте на сегодня в городе действуют 149 маршрутов, которые обслуживают пассажиров автобусами особо малой, малой, средней и большой вместимости. Доля подвижного состава муниципальных автотранспортных предприятий в возрасте более 5 лет составляет в настоящее время 66% (328 автобусов). Для нормального функционирования городского пассажирского транспорта необходимо ежегодно обновлять 12% автобусного парка.

За последние годы наибольшее развитие в г. Казани получил автомобильный транспорт. По предварительной оценке лишь автомобильным транспортом в 2006 году перевезено 245,0 млн пассажиров, что составило около 73% платных пассажиров.

В целях обеспечения стабильной работы городского пассажирского транспорта не решен вопрос компенсации убытков от перевозки пассажиров по льготным проездным билетам (единым социальным проездным билетам, школьным и студенческим). Потери от перевозки граждан по единым социальным проездным билетам составили в 2005 году 129 млн руб., в 2006 году по предварительной оценке - около 324 млн руб.