Недействующий

О ПРОГРАММЕ "ЖИЛЬЕ ГОРОЖАНАМ НА 2007 - 2027 ГОДЫ"


1. Анализ текущего состояния проблем жилищного строительства


Осуществленные реформы в жилищной сфере обеспечили коренной поворот от административных методов регулирования к рыночным механизмам при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав малоимущим гражданам и иным категориям граждан, установленным законодательством Российской Федерации. Право собственности на жилье, а также рынок жилья стали неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере.

Изменилась структура жилищного фонда города по формам собственности, сформирован новый слой собственников жилья. Радикальные изменения произошли в жилищном строительстве. Основную роль здесь стали играть частные и индивидуальные застройщики. В последние годы началось активное развитие ипотечного жилищного кредитования.

Совсем недавно в г. Казани завершила свою работу беспрецедентная, не имеющая аналогов в Российской Федерации Программа ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья. За 9 лет ее реализации 33372 семьи переселены из ветхого фонда.

С принятием Закона Республики Татарстан от 27.12.2004 N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" и выходом весной 2005 года ряда нормативных документов Кабинета Министров Республики Татарстан взяла старт программа социального ипотечного кредитования.

С марта 2006 года набирает ход строительство домов в г. Казани по Программе социальной ипотеки, инвестируемой Государственным жилищным фондом при Президенте Республики Татарстан в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на территории Республики Татарстан.

В рамках реализации Программы социальной ипотеки в 2006 году в г. Казани введены в эксплуатацию 13 жилых домов на 1508 семей в разных районах столицы общей площадью более 86,0 тыс. кв. м. Состав жильцов заселенных домов весьма показателен, среди них в основном работники бюджетной сферы - врачи, учителя, работники культуры и искусства, сотрудники правоохранительных органов, люди с небольшими доходами, причем почти треть из них - молодые семьи.

К сожалению, в настоящее время решить жилищный вопрос всех очередников, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании городе Казани, в рамках реализации Программы социальной ипотеки невозможно.

Наряду с указанными положительными результатами преобразований пока не удалось обеспечить существенного улучшения ситуации в жилищной сфере, повысить доступность жилья для населения. Большое количество семей казанцев с надеждой остается ожидать от государства помощи в решении жилищных проблем.

На сегодня по г. Казани таких очередников около 24000 человек. Среди них имеются дети-сироты и граждане, которые в первую очередь нуждаются в поддержке со стороны государства. В 2006 году лишь 30 детей-сирот, проживающих в г. Казани, были обеспечены жильем за счет средств республиканского бюджета. Вместе с тем почти 100 детей-сирот в настоящее время состоят в списке очередников на жилье и вынуждены ожидать своей очереди по 5 - 10 лет.

Кроме того, более 100 семей считаются пострадавшими в результате пожаров, 93 - вынуждены проживать с членами семьи, которые больны открытой формой туберкулеза. Около 20000 семей состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на предприятиях города по месту работы. Среднее время ожидания составляет более 20 лет.

Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей - семьям с высокими доходами.

Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются неразвитость институтов долгосрочного жилищного кредитования, а также высокий уровень рисков и издержек на этом рынке.

Однако даже ограниченный платежеспособный спрос населения на жилье превышает предложение жилья на рынке, что приводит к постоянному росту цен на жилье. В этой ситуации большая часть жилищного строительства финансируется непосредственно за счет средств населения.

Недостаточные объемы жилищного строительства отражают низкую эффективность этого сектора экономики, высокие административные барьеры на рынке и высокую степень его монополизации.

В целях повышения доступности жилья для населения необходимо обеспечить условия для развития системы ипотечного жилищного кредитования и других механизмов расширения платежеспособного спроса, оказать поддержку в приобретении жилья, в том числе с помощью предоставления рассрочки, отдельным категориям граждан.

В первую очередь это касается граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005, малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства.

Необходимо обеспечить условия для существенного роста объемов жилищного строительства с целью увеличения предложения жилья на конкурентном рынке в соответствии с ростом платежеспособного спроса населения.

Проблемы переходного периода не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют бюджетных расходов в течение нескольких лет, а от органов местного самоуправления - стимулирования вовлечения внебюджетных ресурсов, а также непосредственного использования средств федерального бюджета в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Развитие жилищного фонда социального использования, обеспечение условий для жилищного строительства должны опираться на новые формы и механизмы улучшения жилищных условий жителей. В долгосрочной перспективе необходимо обеспечить устойчивое функционирование жилищной сферы, которое позволит удовлетворять жилищные потребности населения без существенного привлечения значительных объемов бюджетных средств.

В связи с вышеизложенным Исполнительным комитетом г. Казани разработана настоящая Программа, являющаяся новым этапом в решении жилищной проблемы на муниципальном уровне.