КАЗАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 26 сентября 2007 года N 7-21

О ПРОГРАММЕ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В Г. КАЗАНИ НА 2007 - 2010 ГОДЫ"

Заслушав и обсудив доклад начальника Управления здравоохранения Исполнительного комитета г. Казани А.З.Фаррахова о Программе "Модернизация здравоохранения в г. Казани на 2007 - 2010 годы" (далее - Программа), Казанская городская Дума отмечает, что Программа разработана в соответствии с утвержденной Думой Концепцией Программы "Модернизация здравоохранения в г. Казани на 2007 - 2010 годы", в целях совершенствования системы оказания медицинской помощи жителям г. Казани, повышения ее доступности, качества медицинской помощи, эффективного использования ресурсов муниципального здравоохранения на основе создания рыночных механизмов и конкурентной среды между производителями медицинских услуг.

Программа включает в себя мероприятия, направленные на совершенствование муниципальной системы здравоохранения по приоритетам: кадровая политика и эффективное управление, качество медицинской помощи и безопасность пациента, информатизация, экономика и финансирование отрасли.

Реализация Программы приведет к повышению доступности и качества медицинской помощи, оптимизации расходов на здравоохранение, интенсивному использованию коечного фонда стационаров, ресурсов амбулаторно-поликлинического звена, модернизации материально-технической базы муниципальных учреждений здравоохранения, повышению материальной заинтересованности медицинского персонала в выполняемой работе, внедрению информационных технологий в организацию лечебно-диагностического процесса.

Вместе с тем депутаты выражают озабоченность, что в связи с переходом системы здравоохранения на одноканальное финансирование реализация Программы может быть затруднена, поэтому при формировании бюджета необходимо предусматривать средства на ее финансирование.

Исходя из вышеизложенного, в целях дальнейшего развития системы муниципального здравоохранения, непрерывного повышения качества оказываемой населению г. Казани медицинской помощи Казанская городская Дума РЕШИЛА:

1. Утвердить Программу "Модернизация здравоохранения в г. Казани на 2007 - 2010 годы" (приложение).

2. Поручить Исполнительному комитету г. Казани:

2.1. принять конкретные меры по реализации Программы;

2.2. при формировании бюджета муниципального образования г. Казани на 2008 год предусмотреть финансирование первоочередных мероприятий Программы;

2.3. обеспечить ежегодное привлечение бюджетных и внебюджетных источников финансирования для реализации Программы;

2.4. ежегодно информировать Казанскую городскую Думу о ходе реализации Программы.

3. Постоянным комиссиям:

3.1. по экологии и охране здоровья горожан Казанской городской Думы (Ф.Г. Мингазов) - систематически анализировать ход реализации Программы, результаты заслушивать на своих заседаниях;

3.2. по бюджетно-финансовым вопросам, местным налогам и сборам (В.Н.Жданов) - осуществлять систематический контроль за ходом финансирования Программы.

4. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на заместителя Главы муниципального образования г. Казани Л.Н.Андрееву.

Мэр города
И.Р.МЕТШИН

     




Приложение
к решению
Казанской городской Думы
от 26 сентября 2007 года N 7-21



 ПРОГРАММА "МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В Г. КАЗАНИ"


      1. Паспорт Программы "Модернизация здравоохранения в г. Казани на 2007 - 2010 годы"

┌═════════════════════┬════════════════════════════════════════════════════════‰
│    Наименование     │  Программа "Модернизация здравоохранения в г. Казани   │
│      Программы      │        на 2007 - 2010 годы" (далее - Программа)        │
├═════════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│  Основание      для │  Федеральный  закон  от  06.10.2003  N 131-ФЗ "Об общих│
│разработки Программы │принципах  организации  местного  самоуправления", Закон│
│                     │Республики  Татарстан  от 18.06.1998 N 1659  "Об  охране│
│                     │здоровья    граждан    Республики    Татарстан,    Закон│
│                     │Республики  Татарстан   от   20.10.1993  N  1991-XII  "О│
│                     │медицинском страховании граждан в Республике Татарстан",│
│                     │Концепция   развития   здравоохранения   в    Республике│
│                     │Татарстан   на    2003 - 2006 годы, Стратегия   развития│
│                     │здравоохранения    г. Казани    на    2006 - 2010  годы,│
│                     │Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об  автономных│
│                     │учреждениях", Указ  Президента  Республики  Татарстан от│
│                     │29.03.2007 N УП-155 "О мерах по реализации в  Республике│
│                     │Татарстан      Федерального   закона    "Об   автономных│
│                     │учреждениях",   Постановление      Кабинета    Министров│
│                     │Республики Татарстан от 28.12.2006 N 653 "Об утверждении│
│                     │Программы государственных  гарантий  оказания  гражданам│
│                     │Российской Федерации  бесплатной  медицинской  помощи на│
│                     │территории     Республики   Татарстан   на    2007  год"│
│                     │(с   изменениями   от   20 июня, 13 июля, 1 августа 2007│
│                     │года), Постановление    Кабинета   Министров  Республики│
│                     │Татарстан от  01.08.2007 N 364 "О  внесении  изменений в│
│                     │Постановление Кабинета  Министров  Республики  Татарстан│
│                     │от    28.12.2006   N 653  "Об   утверждении    Программы│
│                     │государственных  гарантий оказания  гражданам Российской│
│                     │Федерации   бесплатной  медицинской помощи на территории│
│                     │Республики Татарстан на 2007 год"                       │
├═════════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│  Муниципальный      │  Казанская городская Дума                              │
│заказчик             │                                                        │
├═════════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│  Разработчик        │  Исполнительный комитет г. Казани                      │
├═════════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│  Исполнитель        │  Исполнительный комитет г. Казани                      │
├═════════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│  Механизм           │  Муниципальный заказчик Программы - Казанская городская│
│реализации           │Дума - ежегодно  уточняет  целевые  показатели и затраты│
│                     │по   программным   мероприятиям,  механизмы   реализации│
│                     │Программы, состав  исполнителей. При  сокращении объемов│
│                     │бюджетного финансирования работ  по  Программе  заказчик│
│                     │разрабатывает    дополнительные   меры   по  привлечению│
│                     │внебюджетных источников   для   реализации   мероприятий│
│                     │Программы в установленные сроки                         │
├═════════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│  Источники          │  Финансовое     обеспечение:   бюджет     г.    Казани,│
│финансирования       │софинансирование        Территориальной        программы│
│                     │обязательного медицинского страхования:                 │
│                     │  2007 г. - 239 909,5 тыс. руб.;                        │
│                     │  2008 г. - 553 271,87 тыс. руб.;                       │
│                     │  2009 г. - 582 989,97 тыс. руб.;                       │
│                     │  2010 г. - 580 990,0 тыс. руб.                         │
│                     │  Итого: 1 957 161,34 тыс. руб., из   них  по  Программе│
│                     │социально-экономического развития г. Казани:            │
│                     │  на капитальное строительство 620674,60 тыс. руб.;     │
│                     │  на капитальный ремонт - 533824,0 тыс. руб.            │
└═════════════════════┴════════════════════════════════════════════════════════…


2. Анализ текущего состояния муниципального здравоохранения в г. Казани


Основное направление государственной политики в области здравоохранения состоит в улучшении состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности медицинской помощи путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и потребностям населения, современному уровню развития медицинской науки, а также ресурсам, которыми располагают государство и граждане.

В г. Казани, как в целом по Республике Татарстан, имеются определенные положительные тенденции, которые, однако, не позволяют говорить о том, что поставленная цель достигнута. Показатели здоровья населения фиксируют продолжающийся рост заболеваемости, инвалидности и смертности, отсутствует положительная динамика средней продолжительности жизни.

На 01.01.2007 в городе проживает 1112,7 тыс. человек, или 29,6% от общереспубликанской численности, в том числе мужчин - 494,4 тыс. (44%), женщин - 618,2 (56%). Дети в возрасте от 0 до 17 лет составляют 18,2%, лица старше трудоспособного возраста - 20,6%.

В настоящее время в Казани, как и в целом по стране, наблюдается сокращение численности трудовых ресурсов и стремительное старение населения. Если в настоящее время численность населения старше трудоспособного возраста составляет 20,6%, то в 80-е годы прошлого столетия этот показатель был 14,6%. Молодежь составляет 35% от общего населения города. Также уменьшилась доля детей в возрасте от 0 до 2 лет, которая составляет 2,8% вместо ранее 4,0%.

Демографическая ситуация в г. Казани характеризуется низким уровнем рождаемости, не обеспечивающим простого воспроизводства населения, высоким уровнем смертности. Начиная с 1992 года в городе происходит уменьшение величины естественного прироста населения в результате снижения рождаемости и увеличения смертности. Показатели, характеризующие рождаемость, близки к уровню России и развитых стран.

Наметившаяся стабильность в рождаемости и уменьшение детской смертности - это не столько результат целенаправленных усилий, а, скорее, отражение общей позитивной социально-экономической динамики в стране.

Уровень первичной заболеваемости населения г. Казани в 2006 году вырос на 5,4% и составил 1033,8 на 1000 населения (2005 год - 981,0). Рост отмечается во всех возрастных группах, в том числе среди детей - на 7,9%, среди подростков - на 9,6%, среди взрослых - на 5,0% по всем классам заболеваний. Распространенность заболеваний возросла по сравнению с прошлым годом на 6,4%. Рост отмечается во всех возрастных группах и по следующим классам: болезни системы кровообращения - на 15,9%, болезни костно-мышечной системы - на 13,1%, болезни органов пищеварения - на 9,1%, болезни эндокринной системы - на 19,2%.

В ходе проведения реформы муниципального здравоохранения города в ушедшем году удалось избежать таких негативных тенденций, как стремление иметь свою собственную замкнутую систему здравоохранения, содержание избыточной сети медицинских учреждений, отказ от разумной интеграции с республиканскими медицинскими учреждениями.

Тем не менее реформа здравоохранения в г. Казани продвигается медленно, структурные изменения не всегда носят системный характер. Стационарное звено в основном подвергалось количественным изменениям коечного фонда без учета возникающего дисбаланса. Формирование стационарной помощи по территориальному признаку привело к дублированию многих служб и подразделений. Имеются существенные трудности в развитии амбулаторно-поликлинического звена, в том числе в вопросах внедрения врача общей практики и наращивания стационарозамещающих технологий.

Низкие темпы структурных преобразований в системе муниципального здравоохранения обусловлены двумя основными причинами: несовершенными экономическими механизмами и слабой системой управления. Это значительно ограничивает возможность развития материально-технической базы амбулаторного звена и внедрения современных ресурсосберегающих технологий оказания медицинской помощи. Существующая ситуация приводит к расширению показаний к стационарному лечению, а следовательно, удорожанию медицинской помощи.

Используемые механизмы оплаты труда сделали экономически непривлекательным труд медицинских работников, прежде всего в амбулаторно-поликлиническом звене, что сопровождается нарастающим оттоком квалифицированных кадров и прогрессирующим увеличением доли персонала пенсионного и предпенсионного возраста.

До настоящего времени не получили широкого распространения методы оплаты медицинской помощи, обеспечивающие заинтересованность медицинских организаций в перемещении обоснованных объемов медицинской помощи из дорогого стационарного в более дешевый амбулаторно-поликлинический сектор, для широкого использования стационарозамещающих технологий.

В условиях финансирования лечебных учреждений из двух источников, а именно фонда ОМС и бюджетов соответствующих уровней, имеются существенные различия в политике их формирования. В соответствии с законодательством о медицинском страховании в части расходов, финансируемых фондом ОМС, предусматривается выравнивание условий финансирования оказания медицинской помощи в пределах субъекта Российской Федерации. Механизмом, который обеспечивает реализацию данного положения, является нормативное планирование экономических затрат в соответствии с тарифами Территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на территории Республики Татарстан.

В то же время при планировании расходов, которые обеспечиваются из муниципальных бюджетов, нормативный подход не применяется и они формируются по остаточному принципу, особенно в части вложений в основные фонды. Итогом этого является то, что потребность в обновлении и развитии основных фондов в муниципальных учреждениях здравоохранения г. Казани ежегодно удовлетворяется не более чем на 25 - 30%.

В управленческой деятельности также можно выделить ряд проблем, негативно влияющих на результат деятельности системы здравоохранения в целом. К наиболее существенным из них относятся ослабление функций планирования и анализа, фрагментация системы управления, недостаточная координация.

Ослабление функций стратегического и текущего планирования сопровождается снижением темпов реструктуризации отрасли, приводит к недостаточной эффективности использования имеющихся ресурсов и создает условия для принятия решений, противоречащих стратегии развития здравоохранения.

Дефекты планирования напрямую связаны с дефектами аналитической функции и имеют общие предпосылки. Во-первых, управленческий аппарат, не имея специальной подготовки по вопросам системного анализа и стратегического планирования, не в состоянии квалифицированно выполнять этот вид управленческой деятельности. При анализе и планировании, как правило, не разрабатываются индикаторы для измерения промежуточных и окончательных результатов деятельности и т.д.

Во-вторых, недостаточно сформированы обязательные компоненты любой системы управления - мониторинг и оценка деятельности как учреждений здравоохранения, так и системы здравоохранения в целом. Это, прежде всего, связано с недостаточной информатизацией отрасли здравоохранения и автоматизацией системы управления, также отсутствием единого городского медицинского информационно-аналитического центра.

Фрагментация системы управления здравоохранением не позволяет консолидировать материальные, кадровые и финансовые ресурсы для достижения стратегических целей, исключить дублирование в оказании отдельных видов медицинской помощи.

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" закрепил за муниципалитетом ответственность за организацию и финансирование скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время родов и после родов.

Первичная медико-санитарная помощь (далее - ПМСП) включает в себя амбулаторно-поликлиническую помощь, скорую медицинскую помощь, службу родовспоможения. Также указанные полномочия предполагают организацию стационарных видов помощи в рамках базовых клинических профилей (общая терапия, общая хирургия, общая педиатрия, травматология, акушерско-гинекологический, инфекционный).

ПМСП, являясь центральным звеном системы здравоохранения, должна осуществлять главную функцию качественного улучшения показателей здоровья населения. От состояния амбулаторно-поликлинической помощи зависят эффективность и качество деятельности всей системы здравоохранения, сохранение трудового потенциала, а также решение большинства медико-социальных проблем, возникающих на уровне семьи и социально не защищенных групп населения: детей, инвалидов, престарелых и лиц пожилого возраста.

Избыточное развитие специализированной помощи на амбулаторном этапе и ее бесконтрольная доступность для населения способствуют тому, что участковый врач фактически не несет ответственности за объем и качество оказываемой помощи, не координирует лечебно-профилактическую работу на своем участке, не обеспечивает постоянный контроль состояния пациента и его семьи. У него уменьшился объем и спектр предоставляемых профилактических и лечебно-диагностических услуг, стали преобладать диспетчерские функции: частота направлений амбулаторных больных на консультации к узким специалистам достигла 40 - 50% (в других странах - 10 - 12%). Затруднена преемственность в наблюдении за пациентами по возрастному и половому признакам при наличии хронических заболеваний: связь между педиатрами и подростковыми врачами-терапевтами, акушерами-гинекологами и терапевтами не всегда адекватна решаемым ими задачам. Престиж участкового врача среди населения и медицинской общественности, его конкурентоспособность в условиях страховой медицины оказались низкими.

Вопрос развития общей врачебной практики остается весьма проблемным. Поликлиники продолжают оказывать первичную медицинскую помощь силами участкового терапевта и многочисленных специалистов амбулаторного звена. В то же время без дальнейшего развития системы общих врачебных практик невозможно эффективное использование ресурсов здравоохранения, увеличение объемов и качества оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе, в том числе на дому, снижение потребности в дорогостоящих госпитальных видах помощи.

Адекватное развитие всех видов ПМСП, перенос неотложной помощи на уровень амбулаторно-поликлинических учреждений, оптимизация условий для оказания реанимации и интенсивной терапии на уровне скорой медицинской помощи, повышение квалификации медицинского персонала реально позволят сократить показатели преждевременной смертности населения и сохранение трудового потенциала.

Повышение структурной эффективности муниципального здравоохранения, несомненно, является важной, но не единственной задачей. Ее решение позволит увеличить доступность медицинской помощи, но этого недостаточно для того, чтобы кардинально повлиять на состояние здоровья населения. Необходимо выделение целевых групп, в которых должны быть реализованы организационные и медицинские технологии с доказанной эффективностью.

В течение последних лет произошли существенные изменения в нормативно-методических вопросах функционирования системы здравоохранения в целом. Главные изменения обусловлены Федеральным законом от 16.09.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Федеральным законом от 04.07.2003 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; новыми подходами к системе управления здравоохранением Российской Федерации, определяемыми Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.2004 N 153 "Вопросы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации"; разработкой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации Программы "Повышение структурной эффективности системы здравоохранения Российской Федерации".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»