Действующий

О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В Г. КАЗАНИ НА 2008 - 2010 ГОДЫ


2. Анализ состояния системы образования города


Образование сегодня становится главным общенациональным приоритетом России. Общая направленность государственной образовательной политики созвучна с ценностями и практикой казанского образования. Идея образования как механизма социального и культурного развития - отличительная особенность образования города. Специфическими чертами муниципальной системы образования являются открытость для партнерства, индивидуализация развития, вариативность учреждений, форм, методов и средств обучения, личностно-ориентированная направленность.

В г. Казани - крупнейшем научном, промышленном и культурном центре - накоплен значительный образовательный потенциал. Сформировалась сеть муниципальных образовательных учреждений, включающая 587 учреждений, в том числе 282 учреждения дошкольного образования, 177 общеобразовательных учреждений, 9 основных сменных общеобразовательных школ, 8 межшкольных учебных комбинатов, 72 учреждения дополнительного образования и 13 прочих учреждений образования. Кроме того, функционируют государственные учреждения - 10 специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 3 детских дома; 5 ведомственных дошкольных учреждений и 5 негосударственных школ.

За последние два года осуществлены важные шаги по совершенствованию деятельности системы образования. Активизировалась работа по строительству учреждений образования. В 2006 году введены в эксплуатацию две новые школы - N 175 на 726 ученических мест и в пос. Карьер на 330 ученических мест. В 2007 году введен в эксплуатацию детский сад N 131 на 260 мест в Приволжском районе, ведется строительство и реконструкция лицея им. Н.И.Лобачевского при КГУ, кадетской школы-интерната, реконструкция детских садов N 102, 283, 305, строительство детских садов стр. N 1-39 на 110 мест и стр. N 4-52 на 260 мест в Азино-1.

Расширился спектр предоставляемых услуг по дошкольному образованию. Охват общественным дошкольным воспитанием составляет 72% (на республиканском уровне); расширяется сеть новых форм дошкольного образования, растет количество групп кратковременного пребывания (68 - в 2006 году, 90 - в 2007 году) за счет ранее перепрофилированных групп.

Организованными формами предшкольной подготовки охвачено 86% детей старшего дошкольного возраста.

Изменения в структуре общего образования позволили организовать в 60% школ обучение по программам повышенного уровня. 100% учащихся начальных классов обучаются по вариативным дидактическим системам. С 2005 по 2007 год охват учащихся профильным обучением увеличился с 34% до 65,2%, предпрофильной подготовкой - с 46% до 93,6%. Качество обучения и освоения учебных программ подтверждается успешными результатами участия школьников в итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Средний балл по математике, русскому языку и биологии казанских школьников выше республиканского. 130 выпускников школ г. Казани на этапе государственной аттестации в ЕГЭ набрали от 90 до 100 баллов (56% от республиканского показателя). В 2007 году 910 выпускников (8,1% от общего числа выпускников) окончили школу с золотой и серебряной медалями.

В городе реализуется Программа по сохранению, изучению и развитию языков народов, проживающих в г. Казани. Функционируют 10 гимназий с русским, 1 школа с еврейским этнокультурными компонентами, 42 школы с татарским языком обучения. 37% детей татар в школах и 76,8% в дошкольных образовательных учреждениях обучаются и воспитываются на родном языке.

Ведется работа по основным направлениям национального проекта: стимулирование инновационных образовательных учреждений, поддержка лучших учителей и учителей, выполняющих функции классных руководителей, внедрение современных образовательных технологий, поддержка одаренной молодежи, оснащение оборудованием учреждений образования, в том числе школьных столовых, обеспечение учащихся поселковых школ школьными автобусами.

За два года реализации Приоритетного национального проекта "Образование" 35 школ, активно внедряющих инновационные программы, 112 лучших учителей города получили грант Президента Российской Федерации В.В.Путина. Решением Казанской городской Думы руководителям общеобразовательных школ с 01.09.2006 установлена ежемесячная стимулирующая надбавка от 2,0 до 5,0 тыс. рублей в месяц с учетом личного вклада руководителя в развитие системы образования города. 71 казанский старшеклассник стал обладателем премии Президента Российской Федерации в размере от 30 тыс. до 60 тыс. рублей (из 174 татарстанцев, удостоенных этих премий).

С 2005 по 2007 год возросло количество победителей республиканских олимпиад со 135 до 154 и всероссийских - с 34 до 54. Впервые в 2007 году учащиеся, занявшие призовые места в городских, республиканских, всероссийских и международных предметных олимпиадах, получили разовые именные стипендии в размере от 10 до 50 тыс. рублей на общую сумму 6,5 млн рублей.

В ходе выполнения Приоритетного национального проекта "Образование" учреждения образования оснащены компьютерными классами и интерактивным оборудованием. Все казанские школы имеют возможность выхода в Интернет; отрабатываются модели применения информационных технологий в различных предметных дисциплинах.

Совершенствовались формы и методы организации работы с классными руководителями по внедрению эффективных воспитательных систем.

Сохранена и развивается сеть учреждений дополнительного образования, где занимается 65% учащихся школ. Большое развитие получили детские общественные организации, где "школу лидера" проходят 74,3% школьников.

Оздоровлением, отдыхом и полезной занятостью летом 2007 года было охвачено 54% школьников, трудоустроено на предприятиях по благоустройству и озеленению города 9,0 тыс. старшеклассников (34% от общего количества старшеклассников).

Проводится работа по укреплению материально-технической базы для занятий спортом. Проведен ремонт спортивных залов, приобретено спортивное оборудование для 49 (около 30%) школ; установлены 50 типовых пластиковых хоккейных площадок и более 150 теннисных столов.

Весомой помощью семье в воспитании здорового ребенка является повышение качества питания в школе. Горячим питанием охвачено 82,7% школьников города. Дети из неполных, многодетных семей и ряд других групп, нуждающихся в дополнительном питании (30% от общего количества обучающихся), питаются за счет средств городского бюджета. Все учащиеся начальных классов через день бесплатно получают витаминизированное пакетизированное молоко. Полностью заменен парк изношенного оборудования школьных столовых. Произведены ремонтные работы и реконструкции школьных пищеблоков, что позволило в 70 школах организовать систему доставки горячих обедов.

Проект "Школьный автобус" позволяет решать проблему транспортной доступности школ для детей, проживающих в отдаленных поселках.

В целях обеспечения права проживания ребенка в семье и преодоления социального сиротства организована работа по созданию приемных семей. В 75 приемных семьях воспитывается 115 детей. В другие районы Республики Татарстан передано на воспитание 113 детей-сирот. Установлена дополнительная плата приемным родителям города в размере 2,0 тыс. рублей на каждого ребенка.

Учреждения образования города открыты к диалогу, к социальному партнерству и сотрудничеству с предприятиями, организациями, общественностью, родителями. В 2006/2007 учебном году функционируют 178 попечительских советов, из них 30 общественных благотворительных фондов, которые принимают участие в управлении школой, оказывают финансовую и материально-техническую поддержку в текущем и капитальном ремонте, помощь одаренным учащимся и талантливым педагогам; участвуют в разработке программ и концепций развития образовательных учреждений.

Растут расходы на образование: каждый третий рубль муниципального бюджета идет на нужды образования. В 2007 году доля расходов на образование от общей расходной части бюджета составила 37,2%, в то время как в 2005 году - 31,8%, при аналогичном показателе по Республике Татарстан 26,9%.

Объем средств, выделенных на капитальный ремонт учреждений образования, за два последние года (645 млн рублей) почти в 2 раза превышает объем средств, направленных на данные цели, за предыдущие 10 лет (352 млн рублей). Приобретение оборудования для учреждений образования на сумму 115 млн рублей составляет 120% к финансированию предыдущих 5 лет.

Вместе с тем недоремонт учреждений образования составляет 3 млрд рублей. Только для удовлетворения предписаний санитарных и противопожарных надзорных служб необходим 1 млрд рублей.

Далеко не в полной мере обеспечивается доступность для всех казанцев качественного образования. Само качество образования отстает от требований времени, что во многом обусловлено недостаточной эффективностью кадрового обеспечения и экономических отношений в образовательной сфере и не в полной мере использованием ресурсов управления.

Сокращение сети дошкольных учреждений в период с 1992 по 2000 годы, увеличение рождаемости в настоящее время не позволяют в полной мере обеспечить население услугами дошкольного образования. В очередности по устройству детей в детские сады зарегистрировано 11,5 тыс. детей.

Недостаточное строительство школ в предыдущие годы привело к тому, что обеспеченность площадью на 1 учащегося в школах г. Казани составляет лишь 8,59 кв. м (64,2% от утвержденного норматива 13,37 кв. м). В связи с этим в 75 школах занятия ведутся в две смены (42,4% от общего количества школ). 33% учреждений национального образования расположены в нетиповых, приспособленных помещениях.

Старение материально-технической базы учреждений образования; несоответствие территорий многих школ нормативам по благоустройству; недостаточное обеспечение образовательных учреждений классно-лабораторным оборудованием, наглядными пособиями, техническими и информационными средствами обучения и специализированной мебелью создают трудности в обеспечении поступательного развития учреждений образования.

20% от общего числа компьютеров, установленных в школах, морально и физически устарели. На сегодняшний день качество оказываемых Интернет-услуг является неудовлетворительным вследствие низкой скорости и отсутствия стабильности сети. Только 36,6% учителей города владеют компьютером на уровне пользователя.

Условия для изучения физики, химии, биологии не соответствуют современным требованиям. Несмотря на предпринятые меры, остается недостаточной укомплектованность образовательных учреждений спортивным оборудованием и инвентарем.