Действующий

О ПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ Г. КАЗАНИ НА 2007 - 2009 ГОДЫ


 Обоснование необходимости формирования модели управленческого процесса "Формирование бюджета города Казани на трехлетний период"


Развитие среднесрочного финансового планирования обусловлено потребностью в определении финансовых возможностей муниципалитета на среднесрочную перспективу. Среднесрочный финансовый план содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. Данный документ составляется на трехлетний период с ежегодной корректировкой бюджетных показателей по результатам каждого бюджетного цикла и служит важным инструментом построения сбалансированной, планомерной и целенаправленной социально-экономической политики муниципального образования, предпосылкой к стабильности и прогнозируемости бюджетного процесса города Казани, к реструктуризации бюджетного сектора и внедрению методов результативного бюджетного планирования.

Кроме того, среднесрочное финансовое планирование повышает эффективность администрирования расходов. Появляется возможность для заключения долгосрочных муниципальных контрактов, решения проблемы использования остатков на счетах за счет "обмена" ассигнованиями, предусмотренными на разные годы трехлетнего цикла,повышения равномерности расходования бюджетных средств.

Если ранее перспективное финансовое планирование носило справочно-аналитический характер, четко не увязывалось с формированием бюджета, то на сегодня Бюджетный кодекс Российской Федерации (в ред. от 26.04.2007 63-ФЗ) статьей 69 закрепляет обязательность интегрирования среднесрочного финансового планирования в бюджетный процесс посредством двух альтернативных механизмов:

- разработка и утверждение местного бюджета на очередной финансовый год и среднесрочного финансового плана на очередной финансовый год и плановый период;

- разработка и утверждение местного бюджета сроком на три года: на очередной финансовый год и плановый период.

Первый альтернативный вариант предполагает использование первого года среднесрочного финансового плана в качестве проекта бюджета на очередной финансовый год, а остальные проектировки задают предсказуемые параметры доходов и расходов на последующие два года. В данном случае к среднесрочному финансовому плану предъявляются более подробные требования (статья 174 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Формат трехлетнего бюджета в максимальной степени раскрывает все преимущества среднесрочного финансового планирования. Данный альтернативный вариант предполагает использование метода "скользящей трехлетки", в рамках которого ранее утвержденные проектировки сдвигаются на год вперед и становятся основой нового проекта бюджета. При этом нормативное утверждение проектировок на второй и, в особенности, третий планируемые годы не означает запрета на их корректировку в зависимости от изменившихся объективных слоев, уточнения объема и структуры расходных обязательств и т.п.) в следующем бюджетном цикле. Что, таким образом, обеспечивает стабильность и предсказуемость бюджетных проектировок и, с другой стороны, возможность их реагирования на меняющуюся ситуацию, реструктуризацию обязательств, реализацию новых приоритетов бюджетной и налоговой политики муниципалитета.

В целях повышения устойчивости бюджета введено понятие "словно утвержденные расходы", под которыми понимаются не распределенные по главным распорядителям бюджетных средств и статьям классификации бюджетные ассигнования планового периода (второго и третьего года трехлетнего периода) на первый год планового периода в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов бюджета, на второй год планового период в объеме не менее 5 процентов общего объема расходов бюджета. Это позволит создать резерв на случай непредвиденного сокращения доходов, который в случае подтверждения прогноза доходов может быть использован для принятия новых обязательств в очередном бюджетном цикле.

Реализация модели управленческого процесса "Разработка и утверждение бюджета на трехлетний период" является результирующим мероприятием, базируется на результатах управленческих процессов подготовительного характера: "Создание системы учета потребностей в объемах, инфраструктуре предоставления и качестве муниципальных услуг", "Стандартизация муниципальных услуг", "Оптимизация распределения прав и ответственности между субъектами бюджетного планирования", "Совершенствование процедуры формирования и реализации долгосрочных целевых программ", "Формирование и практическое применение реестра расходных обязательств".

От качества выполнения и степени детализации проработки модели данного управленческого процесса зависит эффективность практического применения инструментария среднесрочного финансового планирования.