Трудности построения моделей управленческих процессов в рамках отдельных подсистем управления муниципальными финансами обусловлены в значительной степени неопределенностью будущих периодов, в которых будет существовать управленческая подсистема. Фактор неопределенности будущих условий приводит к появлению набора рисков для всех участников реализации Программы и необходимости проведения комплекса мер по их снижению.
Процесс управления рисками при реализации Программы состоит из трех последовательных этапов.
1. Выявление и фиксация возможных рисков.
С точки зрения муниципального менеджмента при построении системы управления муниципальных финансов могут возникать внешние и внутренние риски.
Внешние риски носят конъюнктурный характер, являются неконтролируемыми, требуют создания механизмов защиты в самой системе муниципального управления. К таким рискам относятся, прежде всего, политические, юридические, экономические риски.
Внутренние риски обусловлены наличием проблемных ситуаций в сфере маркетинга, управления муниципальными финансами и кадровой политики органов местного самоуправления. Их ограничение связано с воздействием органов местного самоуправления на соответствующие рисковые факторы.
Необходимо отметить, что при построении отдельных моделей управленческих процессов могут возникнуть риски, влияющие как на возможность достижения планируемого результата построения модели в целом, так и на построение отдельных управленческих звеньев рассматриваемого процесса.
2. Проведение количественной оценки выявленных рисков, которая может быть выражена относительным или абсолютным уровнем затрат и измеряется вероятностью возникновения риска и степенью влияния риска в случае его возникновения.
Оценка конкретного риска, построение моделей управленческого процесса в зависимости от вероятности возникновения данного вида риска приведена в таблице 1.4.