Исходное состояние на момент разработки Программы:
- функционирует "затратная" модель бюджетного планирования и финансирования (планирование от достигнутого по фактически сложившимся расходам);
- финансирование действующей сети бюджетных учреждений по фактическим штатам и контингентам на основе сметного принципа;
- отсутствует практика вовлечения негосударственных (немуниципальных) организаций в процесс предоставления муниципальных услуг потребителям и как следствие - конкурентный рынок социальных услуг;
- отсутствие практики бюджетного планирования и финансирования по услугам;
- наличие точечно-локальной (в рамках структурных подразделений Исполнительного комитета г. Казани) оценки потребности в предоставляемых муниципальных услугах;
- отсутствие единой методологии выделения муниципальных услуг и как следствие - реестра муниципальных услуг (методологической и практической основы для ведения реестра расходных обязательств);
- крайне ограниченная сфера применения методов нормативного бюджетного финансирования;
- отсутствие практики результативного финансирования бюджетных учреждений;
- нестабильность формирования доходной базы городского бюджета;
- неопределенность объема бюджетных ассигнований, ежегодно выделяемых распорядителям на реализацию их функций;
- применение программно-целевого метода управления (преимущественно для решения социально-значимых проблем городского округа) с преобладанием муниципальных целевых программ комплексного характера и практическим отсутствием среднесрочных ведомственных (отраслевых) программ расходов;
- отсутствие проведения оценки функций и задач субъектов бюджетного планирования, изменения результативности их деятельности с учетом изменения объемов бюджетных расходов на исполнение соответствующих обязательств за последние три отчетных года и текущий финансовый год;
- отсутствие регламентированных механизмов корректировки предоставляемых субъектам бюджетного планирования средств исходя из планируемых и фактически достигнутых результатов;
- преимущественное вложение бюджетных средств в объекты капитального строительства (социальной и инженерной инфраструктуры); практическое отсутствие бюджетных инвестиций в немуниципальный сектор экономики;
- отсутствие порядка оценки бюджетной и социальной эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов; системы утвержденных критериев, удовлетворение которым является основанием для досрочного прекращения (переработки) реализации инвестиционных проектов;
- отсутствие практики учета и оценки эксплуатационных расходов будущих периодов, возникающих в процессе реализации инвестиционных проектов;
- относительная закрытость, замкнутость бюджетного процесса, принимаемых решений в сфере бюджетной и налоговой политики в отношении потенциальных потребителей социальных услуг.