Действующий

О ПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ Г. КАЗАНИ НА 2007 - 2009 ГОДЫ


Описание исходной модели управленческого процесса "Стандартизация муниципальных услуг"


В настоящее время в действующем российском законодательстве нет четко определенных стандартов муниципальных услуг. Не везде в законодательном порядке установлены и региональные стандарты качества услуг, оказываемых муниципальными учреждениями и организациями в рамках закрепленных за ними полномочий. Указанные стандарты представляют собой лишь минимальные значения объемов предоставления услуг, не учитывающие специфику потребностей населения конкретного муниципального образования.

Под стандартом качества муниципальной услуги в контексте реформирования системы управления муниципальными финансами понимается набор характеристик (атрибутов), которые позволяют произвести полное описание услуги, идентифицировать конкретную муниципальную услугу как таковую, провести ее паспортизацию (включение в реестр муниципальных услуг) и в дальнейшем определить объемы финансирования муниципального задания (заказа) на единицу измерения соответствующей муниципальной услуги.

Стандарт муниципальной услуги предполагает включение следующих обязательных параметров:

- натуральный показатель оценки объемов предоставления муниципальной услуги;

- качественные и количественные характеристики результатов предоставления муниципальной услуги;

- состав и объемы ресурсов (кадровых, материально-технических и др.), необходимых для предоставления муниципальной услуги;

- требования к организации, технологии и методологии непосредственного предоставления муниципальной услуги;

- механизмы контроля качества и объемов предоставления муниципальной услуги на единицу потребителя (показатели результативности).

Основными целями разработки и применения стандартов качества предоставления муниципальных услуг являются:

- повышение степени удовлетворенности получателей муниципальных услуг за счет повышения качества предоставления муниципальных услуг;

- повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления и организаций, предоставляющих муниципальные услуги, за счет создания системы контроля за непосредственными результатами их деятельности со стороны получателей соответствующих услуг;

- определение объемов финансового обеспечения органов, ответственных за организацию предоставления муниципальных услуг, необходимых для соблюдения соответствующих стандартов качества предоставления муниципальных услуг;

- привлечение коммерческих и некоммерческих организаций для выполнения функций по предоставлению муниципальных услуг в соответствии с разрабатываемым на основе стандартов услуг муниципальным заданием.

На момент разработки Программы отраслевыми органами Исполнительного комитета г. Казани была проведена предварительная инвентаризация действующих нормативных правовых актов по основным отраслям социального управления и городского хозяйства с точки зрения наличия стандартов качества предоставления муниципальных услуг (в целом, укрупненно).

Целью проведенной инвентаризации являлось рассмотрение нормативных правовых актов города Казани и Республики Татарстан, регулирующих деятельность органов местного самоуправления, осуществляющих предоставление и (или) обеспечивающих организацию предоставления муниципальных услуг в рамках решения вопросов местного значения, определенных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на предмет установления параметров оказываемых услуг.

Основными направлениями социальной политики и городского хозяйства для проведения инвентаризации являлись:

- организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

- обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством;

- создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа;

- организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время;

- организация оказания на территории городского округа скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

- организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек городского округа;

- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;

- обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа;

- создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения;

- организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

- организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе.

Существующая практика планирования бюджета города Казани предусматривает формирование бюджетных расходов от достигнутого уровня (преимущественно по отчетным данным бюджетных учреждений по сети, штатам и контингентам). Также при обосновании целесообразности объемов бюджетных ассигнований в ряде случаев используются величины нормативов, утвержденных нормативными правовыми актами (в том числе ведомственными) различного уровня. В то же время следует отметить, что нормы и нормативы в основных бюджетных отраслях (здравоохранение, образование, социальная поддержка населения и т.д.), утвержденные на федеральном уровне, зачастую не отражают реальной социально-экономической ситуации, сложившейся на территории города Казани. Отдельные бюджетные учреждения используют утвержденные на уровне республики нормативы и нормы.