РЕШЕНИЕ
от 19 декабря 2007 года N 4-26
О ПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ Г. КАЗАНИ НА 2007 - 2009 ГОДЫ
Рассмотрев Программу реформирования системы управления муниципальными финансами муниципального образования города Казани на 2007 - 2009 годы, Казанская городская Дума отмечает, что программа разработана в целях создания эффективной системы планирования и контроля результативности деятельности органов местного самоуправления.
Программа предусматривает:
- повышение устойчивости и сбалансированности финансово-бюджетной политики г. Казани;
- улучшение качества администрирования бюджета г. Казани на долгосрочную перспективу;
- формирование благоприятного инвестиционного климата;
- совершенствование механизмов эффективного управления муниципальным имуществом.
Программа разработана с учетом Бюджетного кодекса Российской Федерации и положений Закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Реализация программы позволит устранить негативные факторы и проблемные ситуации, сложившиеся в финансово-бюджетной сфере муниципалитета, и обеспечить необходимую нормативно-правовую и методическую основу для устойчивого социально-экономического развития.
Кроме того, программа предоставит г. Казани возможность участвовать в проводимом Министерством финансов Российской Федерации конкурсном отборе для получения субсидий из Федерального фонда реформирования региональных и муниципальных финансов и получить федеральные средства в размере до 125 млн рублей.
Исходя из вышеизложенного, отмечая тот факт, что программа позволит подготовить муниципалитет к внедрению и реализации новой методологии бюджетного процесса в полном объеме с 1 января 2009 года, Казанская городская Дума РЕШИЛА:
1. Утвердить Программу реформирования системы управления муниципальными финансами муниципального образования города Казани на 2007 - 2009 годы (далее - Программа) согласно приложению.
2. Поручить Исполнительному комитету г. Казани:
2.1. принять участие в конкурсном отборе муниципальных образований для получения субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов, проводимом Министерством финансов Российской Федерации;
2.2. создать межведомственную рабочую группу по реализации Программы и утвердить ее состав;
2.3. утвердить Положение о межведомственной рабочей группе по реализации Программы;
2.4. обеспечить реализацию мероприятий Программы в полном объеме и в установленные сроки.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя Главы муниципального образования г. Казани Л.Н.Андрееву.
Мэр города
И.Р.МЕТШИН
ПРОГРАММА РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ Г. КАЗАНИ НА 2007 - 2009 ГОДЫ
Наименование Программы | Программа реформирования системы управления муниципальными финансами г. Казани на 2007 - 2009 годы (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы | 1) Бюджетный кодекс Российской Федерации; 2) Постановление Правительства Российской Федерации от 5 января 2005 года N 2 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из фонда реформирования региональных и муниципальных финансов"; 3) Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 15 октября 2007 года N 663 "О проведении в 2007 году отбора муниципальных образований для распределения субсидий на реформирование муниципальных финансов"; 4) Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24 августа 2004 года N 238 "Вопросы распределения субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов"; 5) Письмо Министерства финансов Российской Федерации |
Заказчик Программы | Исполнительный комитет г. Казани |
Исполнители Программы | Отраслевые (функциональные) и территориальные структурные подразделения Исполнительного комитета г. Казани |
Цель Программы | Стратегическая цель реализации Программы - обеспечение устойчивого социально-экономического территориального развития посредством модернизации системы управления бюджетным потенциалом г. Казани в логике результативного финансового планирования и администрирования, распространения лучшей практики муниципального управления. Цели тактического характера: - создание эффективной системы планирования и контроля результативности деятельности органов местного самоуправления; - повышение устойчивости и сбалансированности финансово-бюджетной политики муниципального образования, улучшение качества администрирования городского бюджета в среднесрочном и долгосрочном периодах; - формирование благоприятного инвестиционного климата и повышение инвестиционной привлекательности города; - внедрение в практику методологии результативного бюджетирования субъектов бюджетного планирования; - совершенствование механизмов эффективного управления муниципальным имуществом. |
Задачи Программы | 1. В рамках подсистемы управления муниципальными финансами "Планирование доходной части бюджета г. Казани": 1.1. организация оперативного учета задолженности перед бюджетом, рассроченных и отсроченных платежей в бюджет; 1.2. создание формализованной методики оценки финансовых последствий предоставляемых льгот (в том числе в виде пониженной ставки) по уплате налогов и сборов; 1.3. реализация комплекса мер по повышению деловой активности; 1.4. повышение прозрачности и доступности сведений о собственности муниципального образования; 1.5. повышение эффективности использования собственности муниципального образования. 2. В рамках подсистемы управления муниципальными финансами "Планирование расходной части бюджета г. Казани": 2.1. создание системы учета потребности в объемах, инфраструктуре предоставления муниципальных услуг и их качестве; 2.2. стандартизация муниципальных услуг; 2.3. расширение состава муниципальных услуг, предоставление которых осуществляется автономными некоммерческими организациями и (или) частными компаниями; 2.4. оптимизация распределения прав и ответственности между субъектами бюджетного планирования; 2.5. совершенствование процедуры формирования и реализации долгосрочных целевых программ; 2.6. формирование и практическое применение реестра расходных обязательств; 2.7. реформирование транспортного обслуживания; 2.8. оптимизация планирования и мониторинг реализации инвестиционных проектов, реализуемых за счет бюджетных средств. 3. В рамках подсистемы управления муниципальными финансами "Обеспечение сбалансированности бюджета г. Казани": 3.1. оптимизация процесса планирования и финансирования временных кассовых разрывов; 3.2. снижение и ликвидация просроченной кредиторской задолженности бюджета и бюджетных учреждений; 3.3. обязательная публичная независимая экспертиза правовых актов в области бюджетной и налоговой политики; 3.4. оздоровление предприятий жилищно-коммунального хозяйства; 3.5. внедрение формализованных процедур управления муниципальным долгом, принятия долговых обязательств, их рефинансирования; 3.6. организация мониторинга качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных образований. 4. В рамках подсистемы управления муниципальными финансами "Формирование бюджета города на трехлетний период": 4.1. формирование бюджета г. Казани на трехлетний период |
Срок реализации Программы | Начало: декабрь 2007 года Окончание: июль 2009 года |
Объемы и источники финансирования Программы в ценах 2007 года (в тыс. рублей) | 30 920 тыс. рублей - за счет средств бюджета г. Казани (2008 год - 15 460 тыс. рублей, 2009 год - 15 460 тыс. рублей); 123 680 тыс. рублей - софинансирование за счет средств Федерального фонда реформирования региональных и муниципальных финансов в 2008 - 2009 годах |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Подсистема управления муниципальными финансами "Планирование доходной части бюджета города Казани": 1) достижение уровня, при котором объем дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей не превышает 5% доходов бюджета за последний отчетный финансовый год; 2) достижение уровня, при котором объем налоговых льгот составляет менее 7% налоговых доходов бюджета за последний отчетный год; 3) увеличение доли малого предпринимательства в общем объеме промышленного производства муниципалитета; 4) достижение уровня, при котором в последнем отчетном году оценка стоимости объектов, находящихся в собственности муниципального образования, производилась по утвержденной процедуре в отношении всех активов; 5) достижения уровня управления, при котором не менее 80% муниципальных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала которых принадлежат муниципальным образованиям, удовлетворяют установленным критериям сохранения данных муниципальных унитарных предприятий и организаций, на основе оценки бюджетной и социальной эффективности. Подсистема управления муниципальными финансами "Планирование расходной части бюджета г. Казани": 1) достижение уровня, при котором отклонение потребности в предоставлении муниципальных услуг в стоимостном выражении не отличается более или менее чем на 20% от фактически предоставляемых услуг; 2) достижение уровня, при котором не менее 70% бюджетных расходов (без учета межбюджетных трансфертов бюджетам других уровней и расходов на обслуживание муниципального долга) имеют стандарты муниципальных услуг; 3) достижение уровня, при котором доля расходов на финансирование муниципальных услуг в рамках полномочий органов местного самоуправления, предоставляемых автономными некоммерческими организациями и частными компаниями, составляет не менее 35% от общего объема расходов на соответствующие услуги; 4) увеличение доли расходов бюджета города, формируемых в рамках ведомственных программ; 5) увеличение доли расходов бюджета, предусмотренных в рамках муниципальных контрактов на реализацию долгосрочных целевых программ; 6) достижение уровня, при котором не менее 90% расходов бюджета муниципального образования регулируются правовыми актами муниципального образования, детально определяющими порядок расчета стоимости реализации соответствующих обязательств; 7) повышение качества предоставляемых населению города транспортных услуг; 8) достижение уровня, при котором в расходах бюджета за последний отчетный год отсутствуют расходы на инвестиционные проекты, удовлетворяющие условиям досрочного прекращения их реализации; 9) сокращение необоснованных расходов бюджета г. Казани за счет оптимизации перечня и объемов предоставляемых муниципальных услуг, а также разработки стандартов качества соответствующих муниципальных услуг; 10) повышение эффективности использования средств бюджета города за счет введения практики обязательной оценки потребности в предоставлении муниципальных услуг при формировании расходов бюджета на очередной финансовый год и плановый период; 11) внедрение стандартов качества предоставления муниципальных услуг; 12) повышение качества предоставляемых муниципальных услуг и удовлетворенности населения города ими; 13) массовое внедрение в практику бюджетного планирования и финансирования методов результативного бюджетирования и комплексного индикативного планирования; 14) оптимизация сети муниципальных бюджетных учреждений; 15) достижение уровня, при котором доля расходов на транспортные услуги населению и организацию транспортного обслуживания населения, распределяемых в рамках открытых конкурсов на обслуживание маршрутов, составляет 70% от общего объема этих расходов. Подсистема управления муниципальными финансами "Обеспечение сбалансированности бюджета г. Казани": 1) прирост кредиторской задолженности, в том числе по привлекаемым средствам на покрытие временных кассовых разрывов (за исключением кредиторской) и кредиторской задолженности отсутствует; 2) снижение просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений и построение эффективной системы оперативного мониторинга уровня кредиторской задолженности и ее влияния на платежеспособность бюджета, бюджетных учреждений и муниципальных унитарных предприятий; 3) достижение уровня, при котором в последнем отчетном году и за отчетный период текущего финансового года все проекты правовых актов в области бюджетной и налоговой политики прошли обязательную независимую экспертизу; 4) модернизация отрасли жилищно-коммунального хозяйства г. Казани, что позволит повысить хозяйственную самостоятельность и инвестиционную привлекательность организаций жилищно-коммунального хозяйства; 5) достижение уровня, при котором за последний отчетный год размер кредиторской и дебиторской задолженности организаций жилищно-коммунального хозяйства составляет не более 15% от объема фактически предоставленных услуг; не менее 35% жилищного фонда обеспечены индивидуальными приборами учета потребления коммунальных услуг; 6) достижение уровня, при котором все операции по долговым обязательствам в последнем отчетном году полностью соответствуют установленной процедуре; 7) построение гибкой системы оперативного мониторинга качества управления муниципальными финансами, что позволит на основе оперативных данных своевременно принимать качественные управленческие решения не только в области финансовой политики, но и в области социально-экономического развития города в целом. Подсистема управления муниципальными финансами "Формирование бюджета города на трехлетний период": 1) достижение уровня, при котором не менее 80% расходов бюджета распределены на плановый период между главными распорядителями средств бюджета |
Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за реализацией Программы осуществляется Руководителем Исполнительного комитета г. Казани, Казанской городской Думой, межведомственной рабочей группой, руководителями отраслевых (функциональных) органов Исполнительного комитета г. Казани (по направлениям реализации Программы). |
Социально-экономическое │
положение города │
│
Город Казань с населением│
1,1 млн чел. и площадью│
территории 425 кв. км является│
столицей Республики Татарстан,│
входящей в Приволжский│
федеральный округ. │
Тысячелетний город,│ Казань - столица Татарстана, один из
расположенный на стыке Европы│крупнейших экономических, исторических,
и Азии, благодаря весьма│научных и культурных центров России.
выгодному географическому│
положению издавна был торговым│
посредником между Востоком и│
Западом. │
Казань относится к│
старопромышленным городам и│
традиционно является деловым,│
финансовым, промышленным,│
историческим и культурным│
центром Российской Федерации.│
Здесь сосредоточен│
уникальный производственный,│
научно-исследовательский, │
опытно-экспериментальный и│
проектно-конструкторский │
потенциал, производятся│
прогрессивные виды станков,│
машин, оборудования, приборов,│
потребительские товары│
высокого качества и т.д. │
Казань - один из крупнейших│
экономических, исторических,│
научных и культурных центров│
России, внесших большой│
вклад в сокровищницу мировой│
цивилизации, имеющий развитую│
законодательную базу,│
направленную на защиту│
интересов инвестора. │
│
Производственная сфера │
│
Город Казань обладает│┌════════════┬═════┬═════┬═════┬═════┬═════‰
высоким экономическим││Наименование│2003 │2004 │2005 │2006 │2007 │
потенциалом. Валовой││показателей │ г. │ г. │ г. │ г. │ г. │
территориальный продукт Казани│├════════════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┤
по сравнению с 2002 годом││Объем отгру-│ 52,2│ 58,7│ 67,6│ 82,6│ 96,5│
вырос в 2,2 раза и в 2006││женной про-│ │ │ │ │ │
году достиг 178,8 млрд руб.,││дукции (в│ │ │ │ │ │
что составляет 30% от общего││действующих │ │ │ │ │ │
объема валового регионального││ценах каждо-│ │ │ │ │ │
продукта. В 2010 году валовой││го года),│ │ │ │ │ │
территориальный продукт││млрд руб. │ │ │ │ │ │
прогнозируется в объеме 308,1│├════════════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┤
млрд руб. ││Индекс про-│106,2│103,6│100,1│105,5│104,3│
Промышленность является││мышленного │ │ │ │ │ │
основой экономики города││производст- │ │ │ │ │ │
Казани. В городе удается││ва, % │ │ │ │ │ │
закрепить наметившуюся с 1997│└════════════┴═════┴═════┴═════┴═════┴═════…
года тенденцию роста объемов│
производства. За период с│ Промышленная политика города на данном
1997 по 2006 годы объемы│этапе характеризуется необходимостью:
промышленного производства в│ - модернизации производства, активного
целом по городу в сопоставимых│заимствования технологий,
ценах увеличились в 1,9 раза. │ - повышения конкурентоспособности товаров
Наибольшую долю в структуре│и услуг на внутреннем и мировом рынках,
отгруженных товаров в г.│ - повышения жизненного уровня работающих и
Казани занимают предприятия│производительности труда.
химического кластера (38,1%),│
машиностроения (29,8%),│
производство пищевых│
продуктов (13,8%),│
деятельность по производству и│
распределению электроэнергии,│
газа и воды (11,3%). │
│
Инвестиции │
│
С 2000 года объем│┌══════════════════┬═════┬═════┬═════┬═════‰
инвестиций, привлекаемых в││ Наименование │2003 │2004 │2005 │2006 │
экономику города, в││ показателей │ г. │ г. │ г. │ г. │
сопоставимых ценах вырос в 3│├══════════════════┼═════┼═════┼═════┼═════┤
достиг в 2005 году почти││Инвестиции в│35647│50798│86914│77283│
раза и 86,9 млрд рублей. За││экономику города,│ │ │ │ │
2006 год этот показатель││млн руб. │ │ │ │ │
составил 77,3 млрд рублей. На│└══════════════════┴═════┴═════┴═════┴═════…
протяжении последних 5 лет│
Казань удерживает первое место│ Основная доля инвестиций в экономику
среди городов-миллионников│города приходится на предприятия химической
России по этому показателю. │отрасли и производителей высокотехнологичной
Общий объем инвестиций в│и промышленной продукции.
2007 году вырастет до 83,8│ Основным источником инвестиций являются
млрд рублей, по крупным и│привлеченные средства.
средним предприятиям - 60,5│
млрд рублей. │
За 2006 год крупными│
промышленными предприятиями│
привлечено инвестиций в объеме│
10,5 млрд руб., из них│
собственные средства│
предприятий - 4,5 млрд│
рублей, или 43,6% от общего│
объема инвестиций, средства,│
привлеченные промышленными│
предприятиями. │
Растут объемы иностранных│
инвестиций. Объем иностранных│
инвестиций в экономику города│
за 5 лет достиг 823,8 млн│
долларов США, что составляет│
25,8% от общего объема│
инвестиций в основной капитал│
за этот период. │
│
Социальная сфера │
Здравоохранение │
│
На сегодня здравоохранение│┌══════════════┬══════┬══════┬══════┬══════‰
города Казани представляет││ Наименование │ 2004 │ 2005 │ 2006 │ 2007 │
собой не просто сеть││ показателей │ г. │ г. │ г. │ г. │
медицинских учреждений, а│├══════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
отлаженный механизм,││Общая │1750,3│1905,9│1916,4│1985,0│
включающий в себя все этапы││заболеваемость│ │ │ │ │
оказания медицинской помощи на││(на 1000│ │ │ │ │
высоком профессиональном││населения) │ │ │ │ │
уровне. │├══════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
Медицинскую помощь жители││Первичная │ 903,1│ 981,0│ 958,0│ 962,0│
города получают в 115││заболеваемость│ │ │ │ │
медицинских учреждениях││(на 1000│ │ │ │ │
различных форм собственности││населения) │ │ │ │ │
(муниципальные, │└══════════════┴══════┴══════┴══════┴══════…
республиканские, │
ведомственные, акционерные,│ В городе сохраняется высокий уровень
частные). Внебюджетная│заболеваемости (по ряду заболеваний) и
медицина Казани представлена│общей смертности населения.
более 140 субъектами частного│ Материально-техническая база медицинских
предпринимательства. │учреждений города нуждается в
Демографическая ситуация в│совершенствовании.
городе, как и во всей│ Остается низким уровень средней заработной
республике, сохраняется│платы в медицинских учреждениях города.
тревожной. По-прежнему│
количество умерших превышает│
число родившихся, образуя│
отрицательный естественный│
прирост. Ежегодно в городе│
умирают более 15 тысяч│
человек, а рождаются 10 тысяч.│
В 2006 году коэффициент│
сохранился на уровне прошлого│
года и составил 14,2 на 1000│
населения. Основными причинами│
смертности населения являются│
болезни системы│
кровообращения, │
злокачественные │
новообразования, травмы и│
отравления. │
│
Образование │
│
В городе Казани создано и│ Происходит снижение доли молодых
сохраняется единое│специалистов в педагогическом составе
образовательное пространство.│учреждений образования и повышение доли
В 40 государственных и│учителей пенсионного возраста.
негосударственных высших│ Материально-техническая база учреждений
учебных заведениях и их│образования требует совершенствования и
филиалах обучаются более 120,0│укрепления.
тыс. человек. Подготовку│
специалистов среднего звена│
осуществляют 25 средних│
специальных учебных заведений,│
где обучаются более 22,0│
тыс. студентов. 11,2 тыс.│
учащихся получают начальное│
профессиональное образование│
в 29 учреждениях. │
Общее образование города│
представлено 618 учреждениями│
образования, в том числе│
289 дошкольных образовательных│
учреждений, 214 школ, 96│
учреждений дополнительного│
образования, 8 межшкольных│
учебных комбинатов, 4 детских│
дома, 15 прочих учреждений│
образования. │
В городе созданы условия для│
развития интеллектуальных│
способностей учащихся,│
выявления и поддержки│
одаренных детей. За последние│
3 года количество школ нового│
типа увеличилось с 89 до 103,│
в том числе 2 прогимназии, 39│
гимназий, 13 лицеев, 1│
кадетская школа-интернат и 48│
школ с углубленным изучением│
отдельных предметов. В них│
обучается 64% от общего числа│
учащихся общеобразовательных│
учреждений. Кроме того,│
функционируют 4│
негосударственные │
общеобразовательные школы. │
│
Культура │
│
В городе действуют Большой│┌════════════════════════┬═════┬═════┬═════‰
концертный зал Республики││Наименование показателей│2004 │2005 │2006 │
Татарстан, 6 театров,││ │ г. │ г. │ г. │
филармония, 22 музея, 5│├════════════════════════┼═════┼═════┼═════┤
выставочных залов и галерей, 7││Библиотеки, ед. │ 70 │ 70 │ 70 │
творческих союзов, 6 высших и│├════════════════════════┼═════┼═════┼═════┤
средних учебных заведений││Учреждения культурно-│ 37 │ 37 │ 36 │
культуры и искусства, 55││досугового типа, ед. │ │ │ │
музыкальных и художественных│├════════════════════════┼═════┼═════┼═════┤
школ, Национальный культурный││Киносеть, ед. │ 14 │ 15 │ 11 │
центр "Казань" и его│├════════════════════════┼═════┼═════┼═════┤
подразделения, Дом дружбы││Музеи, ед. │ 18 │ 18 │ 22 │
народов, 36 клубных│├════════════════════════┼═════┼═════┼═════┤
учреждений, развитая││Учреждения │ 25 │ 25 │ 25 │
библиотечная сеть (70││дополнительного │ │ │ │
библиотек), 11 кинотеатров,││образования детей, ед. │ │ │ │
цирк, 2 парка культуры и│└════════════════════════┴═════┴═════┴═════…
отдыха, зооботсад, различные│
культурные общества, фонды и│ Устаревшая материальная база и
ассоциации. │технико-технологическое оснащение
В настоящее время население│учреждений культуры.
города обслуживают 106│ Удельный вес средств от оказания платных
муниципальных учреждений│услуг в общих расходах учреждений культуры
культуры. Услугами│остается низким
муниципальных учреждений│
культуры постоянно пользуется│
около 35% населения города. │
│
Молодежная политика │
│
Сеть учреждений для детей и│┌════════════════════════┬═════┬═════┬═════‰
молодежи сегодня - это более││Наименование показателей│2004 │2005 │2006 │
70 подростковых клубов по││ │ г. │ г. │ г. │
месту жительства, которые│├════════════════════════┼═════┼═════┼═════┤
ведут направленную работу││Число подростковых│ 78│ 78│ 72│