КАЗАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 19 декабря 2007 года N 4-26

О ПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ Г. КАЗАНИ НА 2007 - 2009 ГОДЫ

Рассмотрев Программу реформирования системы управления муниципальными финансами муниципального образования города Казани на 2007 - 2009 годы, Казанская городская Дума отмечает, что программа разработана в целях создания эффективной системы планирования и контроля результативности деятельности органов местного самоуправления.

Программа предусматривает:

- повышение устойчивости и сбалансированности финансово-бюджетной политики г. Казани;

- улучшение качества администрирования бюджета г. Казани на долгосрочную перспективу;

- формирование благоприятного инвестиционного климата;

- совершенствование механизмов эффективного управления муниципальным имуществом.

Программа разработана с учетом Бюджетного кодекса Российской Федерации и положений Закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Реализация программы позволит устранить негативные факторы и проблемные ситуации, сложившиеся в финансово-бюджетной сфере муниципалитета, и обеспечить необходимую нормативно-правовую и методическую основу для устойчивого социально-экономического развития.

Кроме того, программа предоставит г. Казани возможность участвовать в проводимом Министерством финансов Российской Федерации конкурсном отборе для получения субсидий из Федерального фонда реформирования региональных и муниципальных финансов и получить федеральные средства в размере до 125 млн рублей.

Исходя из вышеизложенного, отмечая тот факт, что программа позволит подготовить муниципалитет к внедрению и реализации новой методологии бюджетного процесса в полном объеме с 1 января 2009 года, Казанская городская Дума РЕШИЛА:

1. Утвердить Программу реформирования системы управления муниципальными финансами муниципального образования города Казани на 2007 - 2009 годы (далее - Программа) согласно приложению.

2. Поручить Исполнительному комитету г. Казани:

2.1. принять участие в конкурсном отборе муниципальных образований для получения субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов, проводимом Министерством финансов Российской Федерации;

2.2. создать межведомственную рабочую группу по реализации Программы и утвердить ее состав;

2.3. утвердить Положение о межведомственной рабочей группе по реализации Программы;

2.4. обеспечить реализацию мероприятий Программы в полном объеме и в установленные сроки.

3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя Главы муниципального образования г. Казани Л.Н.Андрееву.

Мэр города
И.Р.МЕТШИН





Приложение
к решению
Казанской городской Думы
от 19 декабря 2007 года N 4-26

Утверждена
решением
Казанской городской Думы
от 19 декабря 2007 года N 4-26

ПРОГРАММА РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ Г. КАЗАНИ НА 2007 - 2009 ГОДЫ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КАЗАНЬ НА 2007 - 2009 ГГ.

Наименование Программы

Программа реформирования системы управления

муниципальными финансами г. Казани на 2007 - 2009

годы (далее - Программа)                              

Основания для

разработки Программы   

1) Бюджетный кодекс Российской Федерации;

2) Постановление Правительства Российской Федерации

от 5 января 2005 года N 2 "Об утверждении Положения о

предоставлении субсидий из фонда реформирования

региональных и муниципальных финансов";

3) Приказ Министерства финансов Российской Федерации

от 15 октября 2007 года N 663 "О проведении в 2007

году отбора муниципальных образований для

распределения субсидий на реформирование

муниципальных финансов";

4) Приказ Министерства финансов Российской Федерации

от 24 августа 2004 года N 238 "Вопросы распределения

субсидий из Фонда реформирования региональных и

муниципальных финансов";

5) Письмо Министерства финансов Российской Федерации
от 15 октября 2007 года N 06-06-01/5

Заказчик Программы     

Исполнительный комитет г. Казани                      

Исполнители

Программы              

Отраслевые (функциональные) и территориальные

структурные подразделения Исполнительного комитета г.

Казани                                                

Цель Программы         

Стратегическая цель реализации Программы -

обеспечение устойчивого социально-экономического

территориального развития посредством модернизации

системы управления бюджетным потенциалом г. Казани в

логике результативного финансового планирования и

администрирования, распространения лучшей практики

муниципального управления.

Цели тактического характера:

- создание эффективной системы планирования и

контроля результативности деятельности органов

местного самоуправления;

- повышение устойчивости и сбалансированности

финансово-бюджетной политики муниципального

образования, улучшение качества администрирования

городского бюджета в среднесрочном и долгосрочном

периодах;

- формирование благоприятного инвестиционного климата

и повышение инвестиционной привлекательности города;

- внедрение в практику методологии результативного

бюджетирования субъектов бюджетного планирования;

- совершенствование механизмов эффективного

управления муниципальным имуществом.                  

Задачи Программы       

1. В рамках подсистемы управления муниципальными

финансами "Планирование доходной части бюджета

г. Казани":

1.1. организация оперативного учета задолженности

перед бюджетом, рассроченных и отсроченных платежей в

бюджет;

1.2. создание формализованной методики оценки

финансовых последствий предоставляемых льгот (в том

числе в виде пониженной ставки) по уплате налогов и

сборов;

1.3. реализация комплекса мер по повышению деловой

активности;

1.4. повышение прозрачности и доступности сведений о

собственности муниципального образования;

1.5. повышение эффективности использования

собственности муниципального образования.

2. В рамках подсистемы управления муниципальными

финансами "Планирование расходной части бюджета г.

Казани":

2.1. создание системы учета потребности в объемах,

инфраструктуре предоставления муниципальных услуг и

их качестве;

2.2. стандартизация муниципальных услуг;

2.3. расширение состава муниципальных услуг,

предоставление которых осуществляется автономными

некоммерческими организациями и (или) частными

компаниями;

2.4. оптимизация распределения прав и ответственности

между субъектами бюджетного планирования;

2.5. совершенствование процедуры формирования и

реализации долгосрочных целевых программ;

2.6. формирование и практическое применение реестра

расходных обязательств;

2.7. реформирование транспортного обслуживания;

2.8. оптимизация планирования и мониторинг реализации

инвестиционных проектов, реализуемых за счет

бюджетных средств.

3. В рамках подсистемы управления муниципальными

финансами "Обеспечение сбалансированности бюджета г.

Казани":

3.1. оптимизация процесса планирования и

финансирования временных кассовых разрывов;

3.2. снижение и ликвидация просроченной кредиторской

задолженности бюджета и бюджетных учреждений;

3.3. обязательная публичная независимая экспертиза

правовых актов в области бюджетной и налоговой

политики;

3.4. оздоровление предприятий жилищно-коммунального

хозяйства;

3.5. внедрение формализованных процедур управления

муниципальным долгом, принятия долговых обязательств,

их рефинансирования;

3.6. организация мониторинга качества управления

муниципальными финансами и платежеспособности

муниципальных образований.

4. В рамках подсистемы управления муниципальными

финансами "Формирование бюджета города на трехлетний

период":

4.1. формирование бюджета г. Казани на трехлетний

период                                                

Срок реализации

Программы              

Начало: декабрь 2007 года

Окончание: июль 2009 года                             

Объемы и источники

финансирования

Программы в ценах 2007

года (в тыс. рублей)   

30 920 тыс. рублей - за счет средств бюджета г. Казани

(2008 год - 15 460 тыс. рублей, 2009 год - 15 460

тыс. рублей);

123 680 тыс. рублей - софинансирование за счет

средств Федерального фонда реформирования

региональных и муниципальных финансов в 2008 - 2009

годах                                                 

Ожидаемые конечные

результаты реализации

Программы              

Подсистема управления муниципальными финансами

"Планирование доходной части бюджета города Казани":

1) достижение уровня, при котором объем дебиторской

задолженности, рассроченных и отсроченных платежей не

превышает 5% доходов бюджета за последний отчетный

финансовый год;

2) достижение уровня, при котором объем налоговых

льгот составляет менее 7% налоговых доходов бюджета

за последний отчетный год;

3) увеличение доли малого предпринимательства в общем

объеме промышленного производства муниципалитета;

4) достижение уровня, при котором в последнем

отчетном году оценка стоимости объектов, находящихся

в собственности муниципального образования,

производилась по утвержденной процедуре в отношении

всех активов;

5) достижения уровня управления, при котором не менее

80% муниципальных унитарных предприятий и

организаций, доли уставного капитала которых

принадлежат муниципальным образованиям, удовлетворяют

установленным критериям сохранения данных

муниципальных унитарных предприятий и организаций, на

основе оценки бюджетной и социальной эффективности.

Подсистема управления муниципальными финансами

"Планирование расходной части бюджета г. Казани":

1) достижение уровня, при котором отклонение

потребности в предоставлении муниципальных услуг в

стоимостном выражении не отличается более или менее

чем на 20% от фактически предоставляемых услуг;

2) достижение уровня, при котором не менее 70%

бюджетных расходов (без учета межбюджетных

трансфертов бюджетам других уровней и расходов на

обслуживание муниципального долга) имеют стандарты

муниципальных услуг;

3) достижение уровня, при котором доля расходов на

финансирование муниципальных услуг в рамках

полномочий органов местного самоуправления,

предоставляемых автономными некоммерческими

организациями и частными компаниями, составляет не

менее 35% от общего объема расходов на

соответствующие услуги;

4) увеличение доли расходов бюджета города,

формируемых в рамках ведомственных программ;

5) увеличение доли расходов бюджета, предусмотренных

в рамках муниципальных контрактов на реализацию

долгосрочных целевых программ;

6) достижение уровня, при котором не менее 90%

расходов бюджета муниципального образования

регулируются правовыми актами муниципального

образования, детально определяющими порядок расчета

стоимости реализации соответствующих обязательств;

7) повышение качества предоставляемых населению

города транспортных услуг;

8) достижение уровня, при котором в расходах бюджета

за последний отчетный год отсутствуют расходы на

инвестиционные проекты, удовлетворяющие условиям

досрочного прекращения их реализации;

9) сокращение необоснованных расходов бюджета

г. Казани за счет оптимизации перечня и объемов

предоставляемых муниципальных услуг, а также

разработки стандартов качества соответствующих

муниципальных услуг;

10) повышение эффективности использования средств

бюджета города за счет введения практики обязательной

оценки потребности в предоставлении муниципальных

услуг при формировании расходов бюджета на очередной

финансовый год и плановый период;

11) внедрение стандартов качества предоставления

муниципальных услуг;

12) повышение качества предоставляемых муниципальных

услуг и удовлетворенности населения города ими;

13) массовое внедрение в практику бюджетного

планирования и финансирования методов результативного

бюджетирования и комплексного индикативного

планирования;

14) оптимизация сети муниципальных бюджетных

учреждений;

15) достижение уровня, при котором доля расходов на

транспортные услуги населению и организацию

транспортного обслуживания населения, распределяемых

в рамках открытых конкурсов на обслуживание

маршрутов, составляет 70% от общего объема этих

расходов.

Подсистема управления муниципальными финансами

"Обеспечение сбалансированности бюджета г. Казани":

1) прирост кредиторской задолженности, в том числе по

привлекаемым средствам на покрытие временных

кассовых разрывов (за исключением кредиторской) и

кредиторской задолженности отсутствует;

2) снижение просроченной кредиторской задолженности

бюджетных учреждений и построение эффективной

системы оперативного мониторинга уровня кредиторской

задолженности и ее влияния на платежеспособность

бюджета, бюджетных учреждений и муниципальных

унитарных предприятий;

3) достижение уровня, при котором в последнем

отчетном году и за отчетный период текущего

финансового года все проекты правовых актов в области

бюджетной и налоговой политики прошли обязательную

независимую экспертизу;

4) модернизация отрасли жилищно-коммунального

хозяйства г. Казани, что позволит повысить

хозяйственную самостоятельность и инвестиционную

привлекательность организаций жилищно-коммунального

хозяйства;

5) достижение уровня, при котором за последний

отчетный год размер кредиторской и дебиторской

задолженности организаций жилищно-коммунального

хозяйства составляет не более 15% от объема

фактически предоставленных услуг; не менее 35%

жилищного фонда обеспечены индивидуальными приборами

учета потребления коммунальных услуг;

6) достижение уровня, при котором все операции по

долговым обязательствам в последнем отчетном году

полностью соответствуют установленной процедуре;

7) построение гибкой системы оперативного мониторинга

качества управления муниципальными финансами, что

позволит на основе оперативных данных своевременно

принимать качественные управленческие решения не

только в области финансовой политики, но и в области

социально-экономического развития города в целом.

Подсистема управления муниципальными финансами

"Формирование бюджета города на трехлетний период":

1) достижение уровня, при котором не менее 80%

расходов бюджета распределены на плановый период

между главными распорядителями средств бюджета        

Система организации

контроля за

исполнением Программы  

Контроль за реализацией Программы осуществляется

Руководителем Исполнительного комитета г. Казани,

Казанской городской Думой, межведомственной рабочей

группой, руководителями отраслевых (функциональных)

органов Исполнительного комитета г. Казани (по

направлениям реализации Программы).                   


 I. Концепция Программы реформирования системы управления муниципальными финансами города Казани на 2007 - 2009 годы

  1.1. Обоснование необходимости проведения реформы системы управления муниципальными финансами г. Казани


    Социально-экономическое   │
       положение города       │
                              │
  Город Казань  с   населением│
1,1   млн   чел.   и  площадью│
территории 425 кв. км является│
столицей Республики Татарстан,│
входящей    в      Приволжский│
федеральный округ.            │
  Тысячелетний          город,│  Казань - столица   Татарстана,   один   из
расположенный  на стыке Европы│крупнейших   экономических,    исторических,
и    Азии,   благодаря  весьма│научных и культурных центров России.
выгодному      географическому│
положению издавна был торговым│
посредником между  Востоком  и│
Западом.                      │
  Казань      относится      к│
старопромышленным   городам  и│
традиционно является  деловым,│
финансовым,      промышленным,│
историческим    и   культурным│
центром  Российской Федерации.│
Здесь             сосредоточен│
уникальный   производственный,│
научно-исследовательский,     │
опытно-экспериментальный     и│
проектно-конструкторский      │
потенциал,        производятся│
прогрессивные   виды  станков,│
машин, оборудования, приборов,│
потребительские         товары│
высокого качества и т.д.      │
  Казань - один из  крупнейших│
экономических,   исторических,│
научных и  культурных  центров│
России,    внесших     большой│
вклад в  сокровищницу  мировой│
цивилизации, имеющий  развитую│
законодательную          базу,│
направленную     на     защиту│
интересов инвестора.          │
                              │
    Производственная сфера    │
                              │
  Город     Казань    обладает│┌════════════┬═════┬═════┬═════┬═════┬═════‰
высоким          экономическим││Наименование│2003 │2004 │2005 │2006 │2007 │
потенциалом.           Валовой││показателей │ г.  │ г.  │ г.  │ г.  │ г.  │
территориальный продукт Казани│├════════════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┤
по   сравнению  с  2002  годом││Объем отгру-│ 52,2│ 58,7│ 67,6│ 82,6│ 96,5│
вырос в  2,2  раза  и  в  2006││женной  про-│     │     │     │     │     │
году достиг 178,8  млрд  руб.,││дукции    (в│     │     │     │     │     │
что составляет  30% от  общего││действующих │     │     │     │     │     │
объема  валового регионального││ценах каждо-│     │     │     │     │     │
продукта. В  2010 году валовой││го    года),│     │     │     │     │     │
территориальный        продукт││млрд руб.   │     │     │     │     │     │
прогнозируется в объеме  308,1│├════════════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┤
млрд руб.                     ││Индекс  про-│106,2│103,6│100,1│105,5│104,3│
  Промышленность      является││мышленного  │     │     │     │     │     │
основой    экономики    города││производст- │     │     │     │     │     │
Казани.    В   городе  удается││ва, %       │     │     │     │     │     │
закрепить наметившуюся с  1997│└════════════┴═════┴═════┴═════┴═════┴═════…
года тенденцию  роста  объемов│
производства.   За   период  с│  Промышленная  политика  города  на  данном
1997   по  2006  годы   объемы│этапе характеризуется необходимостью:
промышленного  производства  в│  - модернизации   производства,   активного
целом по городу в сопоставимых│заимствования технологий,
ценах увеличились в 1,9 раза. │  - повышения конкурентоспособности  товаров
  Наибольшую долю в  структуре│и услуг на внутреннем и мировом рынках,
отгруженных   товаров   в   г.│  - повышения жизненного уровня работающих и
Казани   занимают  предприятия│производительности труда.
химического кластера  (38,1%),│
машиностроения        (29,8%),│
производство           пищевых│
продуктов             (13,8%),│
деятельность по производству и│
распределению  электроэнергии,│
газа и воды (11,3%).          │
                              │
         Инвестиции           │
                              │
  С      2000    года    объем│┌══════════════════┬═════┬═════┬═════┬═════‰
инвестиций,    привлекаемых  в││   Наименование   │2003 │2004 │2005 │2006 │
экономику         города,    в││   показателей    │ г.  │ г.  │ г.  │ г.  │ 

сопоставимых ценах вырос  в  3│├══════════════════┼═════┼═════┼═════┼═════┤
достиг  в  2005   году   почти││Инвестиции       в│35647│50798│86914│77283│
раза и 86,9 млрд   рублей.  За││экономику  города,│     │     │     │     │
2006   год    этот  показатель││млн руб.          │     │     │     │     │
составил 77,3 млрд  рублей. На│└══════════════════┴═════┴═════┴═════┴═════…
протяжении   последних  5  лет│
Казань удерживает первое место│  Основная   доля  инвестиций   в  экономику
среди     городов-миллионников│города приходится на предприятия  химической
России по этому показателю.   │отрасли и производителей высокотехнологичной
  Общий  объем  инвестиций   в│и промышленной продукции.
2007  году  вырастет  до  83,8│  Основным  источником  инвестиций  являются
млрд   рублей,  по  крупным  и│привлеченные средства.
средним   предприятиям -  60,5│
млрд рублей.                  │
  За    2006   год    крупными│
промышленными    предприятиями│
привлечено инвестиций в объеме│
10,5   млрд   руб.,   из   них│
собственные           средства│
предприятий   -   4,5     млрд│
рублей,  или 43,6%  от  общего│
объема  инвестиций,  средства,│
привлеченные     промышленными│
предприятиями.                │
  Растут   объемы  иностранных│
инвестиций.  Объем иностранных│
инвестиций  в экономику города│
за 5  лет  достиг  823,8   млн│
долларов  США,  что составляет│
25,8%    от    общего   объема│
инвестиций в основной  капитал│
за этот период.               │
                              │
      Социальная сфера        │
      Здравоохранение         │
                              │
  На  сегодня  здравоохранение│┌══════════════┬══════┬══════┬══════┬══════‰
города   Казани   представляет││ Наименование │ 2004 │ 2005 │ 2006 │ 2007 │
собой     не    просто    сеть││ показателей  │  г.  │  г.  │  г.  │  г.  │
медицинских    учреждений,   а│├══════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
отлаженный           механизм,││Общая         │1750,3│1905,9│1916,4│1985,0│
включающий в  себя  все  этапы││заболеваемость│      │      │      │      │
оказания медицинской помощи на││(на       1000│      │      │      │      │
высоком       профессиональном││населения)    │      │      │      │      │
уровне.                       │├══════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
  Медицинскую   помощь  жители││Первичная     │ 903,1│ 981,0│ 958,0│ 962,0│
города    получают    в    115││заболеваемость│      │      │      │      │
медицинских        учреждениях││(на       1000│      │      │      │      │
различных  форм  собственности││населения)    │      │      │      │      │
(муниципальные,               │└══════════════┴══════┴══════┴══════┴══════…
республиканские,              │
ведомственные,    акционерные,│  В  городе  сохраняется   высокий   уровень
частные).         Внебюджетная│заболеваемости  (по   ряду   заболеваний)  и
медицина  Казани  представлена│общей смертности населения.
более 140 субъектами  частного│  Материально-техническая  база  медицинских
предпринимательства.          │учреждений       города      нуждается     в
  Демографическая  ситуация  в│совершенствовании.
городе,    как  и   во    всей│  Остается низким уровень средней заработной
республике,        сохраняется│платы в медицинских учреждениях города.
тревожной.         По-прежнему│
количество  умерших  превышает│
число   родившихся,    образуя│
отрицательный     естественный│
прирост.   Ежегодно  в  городе│
умирают   более    15    тысяч│
человек, а рождаются 10 тысяч.│
В    2006   году   коэффициент│
сохранился на уровне  прошлого│
года и составил 14,2  на  1000│
населения. Основными причинами│
смертности населения  являются│
болезни                системы│
кровообращения,               │
злокачественные               │
новообразования,   травмы    и│
отравления.                   │
                              │
        Образование           │
                              │
  В городе  Казани  создано  и│  Происходит     снижение    доли    молодых

сохраняется             единое│специалистов    в   педагогическом   составе
образовательное  пространство.│учреждений   образования  и  повышение  доли
В    40    государственных   и│учителей пенсионного возраста.
негосударственных       высших│  Материально-техническая   база  учреждений
учебных    заведениях   и   их│образования   требует   совершенствования  и
филиалах обучаются более 120,0│укрепления.
тыс.    человек.    Подготовку│
специалистов   среднего  звена│
осуществляют     25    средних│
специальных учебных заведений,│
где   обучаются   более   22,0│
тыс.  студентов.   11,2   тыс.│
учащихся  получают   начальное│
профессиональное   образование│
в 29 учреждениях.             │
  Общее   образование   города│
представлено 618  учреждениями│
образования,   в   том   числе│
289 дошкольных образовательных│
учреждений,    214   школ,  96│
учреждений     дополнительного│
образования,   8   межшкольных│
учебных комбинатов, 4  детских│
дома,  15  прочих   учреждений│
образования.                  │
  В городе созданы условия для│
развития      интеллектуальных│
способностей         учащихся,│
выявления      и     поддержки│
одаренных детей. За  последние│
3  года количество школ нового│
типа увеличилось с 89 до  103,│
в том числе 2 прогимназии,  39│
гимназий,    13   лицеев,    1│
кадетская школа-интернат и  48│
школ с  углубленным  изучением│
отдельных   предметов.  В  них│
обучается 64% от общего  числа│
учащихся   общеобразовательных│
учреждений.    Кроме     того,│
функционируют                4│
негосударственные             │
общеобразовательные школы.    │
                              │
          Культура            │
                              │
  В городе  действуют  Большой│┌════════════════════════┬═════┬═════┬═════‰
концертный   зал    Республики││Наименование показателей│2004 │2005 │2006 │
Татарстан,       6    театров,││                        │ г.  │ г.  │ г.  │
филармония,   22   музея,    5│├════════════════════════┼═════┼═════┼═════┤
выставочных залов и галерей, 7││Библиотеки, ед.         │ 70  │ 70  │ 70  │
творческих союзов, 6 высших  и│├════════════════════════┼═════┼═════┼═════┤
средних    учебных   заведений││Учреждения    культурно-│ 37  │ 37  │ 36  │
культуры   и   искусства,   55││досугового типа, ед.    │     │     │     │
музыкальных  и  художественных│├════════════════════════┼═════┼═════┼═════┤
школ, Национальный  культурный││Киносеть, ед.           │ 14  │ 15  │ 11  │
центр    "Казань"    и     его│├════════════════════════┼═════┼═════┼═════┤
подразделения,   Дом    дружбы││Музеи, ед.              │ 18  │ 18  │ 22  │
народов,       36      клубных│├════════════════════════┼═════┼═════┼═════┤
учреждений,           развитая││Учреждения              │ 25  │ 25  │ 25  │
библиотечная      сеть     (70││дополнительного         │     │     │     │
библиотек),   11  кинотеатров,││образования детей, ед.  │     │     │     │
цирк,  2  парка   культуры   и│└════════════════════════┴═════┴═════┴═════…
отдыха,  зооботсад,  различные│
культурные общества,  фонды  и│  Устаревшая      материальная   база      и
ассоциации.                   │технико-технологическое            оснащение
  В настоящее время  население│учреждений культуры.
города     обслуживают     106│  Удельный вес средств от  оказания  платных
муниципальных       учреждений│услуг в общих расходах  учреждений  культуры
культуры.             Услугами│остается низким
муниципальных       учреждений│
культуры  постоянно пользуется│
около 35% населения города.   │
                              │
     Молодежная политика      │
                              │
  Сеть учреждений для детей  и│┌════════════════════════┬═════┬═════┬═════‰
молодежи сегодня -  это  более││Наименование показателей│2004 │2005 │2006 │
70  подростковых   клубов   по││                        │ г.  │ г.  │ г.  │
месту    жительства,   которые│├════════════════════════┼═════┼═════┼═════┤
ведут   направленную    работу││Число       подростковых│   78│   78│   72│

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»