Сохранение и поддержка здоровья детей и подростков является наиболее актуальной и острой проблемой в современном обществе, что отмечается как органами управления образованием, так и органами здравоохранения и учреждениями санитарно-эпидемиологических служб.
Возраст от 0 до 17 лет характеризуется как период формирования потенциала здоровья на всю жизнь. И чрезвычайно важно то обстоятельство, что на этот "потенциал здоровья" можно оказывать воздействие. Здоровье либо формируется и развивается, либо расстраивается и утрачивается в процессе воспитания человека. Одним из ключевых факторов, влияющих на качество физического и умственного развития школьников, является питание.
Рациональное сбалансированное питание способствует эффективному поддержанию здоровья детей, профилактике различного рода заболеваний.
За 2016/2017 учебный год общий охват горячим питанием составил 70,2%, в том числе 1 - 4 классы - 84,8%, 5 - 9 классы - 51,1%, 10 - 11 классы - 37,0%.
С 2016 года стоимость обедов составляет 58 руб., 2-разовое питание - 80 руб. Дети из социально незащищенных семей питаются за счет средств бюджета г. Казани, организация горячего питания осуществляется по 12-дневному меню, сбалансированному по жирам, белкам и углеводам.
Необходимость серьезно заниматься формированием культуры здоровья в системе общего образования обусловлена рядом объективных причин:
- фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период;
- в этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребенком в специально проецируемой деятельности;
- школьный период в развитии наиболее сенситивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.
Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии.
Система школьного питания г. Казани имеет следующие проблемы:
- тенденция к замене учащимися горячего питания буфетной продукцией;
- составление меню с учетом стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности детей в биологически ценных элементах, превалирование углеводистой модели питания, использование приемов уменьшения объема и веса блюд;
- отсутствие диетического питания для обучающихся школ, имеющих отклонения в состоянии здоровья;