1. Программа разработана в целях исполнения подпункта 26 пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 5 декабря 2014 года N Пр-2821 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года, поручения Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2014 года N ДМ-П13-9024 в части удовлетворения потребности в дополнительных местах в общеобразовательных организациях.
2. Для обеспечения высокого качества общего образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики требуется в том числе совершенствование условий и организации обучения в общеобразовательных организациях. Эта потребность диктуется санитарно-эпидемиологическими требованиями, строительными и противопожарными нормами, федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.
3. В соответствии с пунктом 4.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года N 189, вместимость вновь строящихся общеобразовательных организаций должна быть рассчитана для обучения только в одну смену.
Кроме того, общеобразовательная организация должна иметь все виды благоустройства, необходимые для обеспечения образовательной и административно-хозяйственной деятельности: учебные помещения (в том числе современные предметные кабинеты, лаборатории, учебные мастерские), информационно-библиотечные, спортивные помещения, помещения для внеурочной деятельности, кружковых занятий и секций, помещения для организации питания, медицинского назначения, административные помещения и иные помещения, оснащенные необходимым оборудованием, в том числе для организации образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, утвержденными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года N 373, от 17 декабря 2010 года N 1897, от 17 мая 2012 года N 413, установлены требования в том числе к материально-техническим условиям реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды, обеспечивающей достижение целей начального общего, основного общего, среднего общего образования, его высокое качество, доступность и открытость для обучающихся, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.
Основная образовательная программа по каждому из перечисленных уровней общего образования реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, через урочную и внеурочную деятельность.
5. Для повышения доступности и качества школьного образования должны быть обеспечены возможность организации всех видов учебной деятельности в одну смену, безопасность и комфортность условий их осуществления. Организация образовательного процесса в одну смену позволяет существенно повысить доступность качественного школьного образования второй половины дня, а именно:
1) обеспечить обучающимся за 11 лет обучения до 3800 часов обязательной внеурочной деятельности в рамках основной образовательной программы (до 10 часов в неделю);
2) создать условия для применения сетевой формы реализации образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций;
3) организовать обучение детей в возрасте от 5 до 18 лет по дополнительным образовательным программам в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", включая дополнительное обучение физической культуре и спорту в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".
Обучение в одну смену расширяет возможности обучающихся для посещения детских библиотек, музеев, культурных центров, театров, занятий туризмом.
6. Работа по переводу общеобразовательных организаций Омской области на односменный режим работы ведется с 2014 года. Несмотря на увеличение в 2014/2015 учебном году числа обучающихся в дневных общеобразовательных организациях более чем на 2,7 тысяч человек, на начало 2014/2015 учебного года доля обучающихся, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся относительно 2013/2014 учебного года увеличилась с 86,8 процента до 87,4 процента (увеличение на 0,6 процентных пункта).
Между тем в настоящее время в Омской области в части общеобразовательных организаций образовательный процесс организован в две смены.
На начало 2015/2016 учебного года доля занимающихся в одну смену школьников уменьшилась на 0,5 процентных пункта и составила 86,9 процента. Данное увеличение связано с ростом численности обучающихся, перераспределением обучающихся 4 общеобразовательных организаций, здания которых признаны аварийными и закрыты.
7. По данным Федеральной службы государственной статистики на 1 сентября 2014 года в две смены вели обучение 139 общеобразовательных организаций Омской области (18,6 процента от общего количества), в которых во вторую смену обучалось 24,6 тысячи человек (12,6 процента от общей численности). На 1 сентября 2015 года во вторую смену обучаются 26,3 тысячи человек (13,1 процента от общего числа обучающихся), в том числе по городским округам - 20,6 тысячи человек (10,3 процента), по муниципальным районам - 5,7 тысячи человек (2,8 процента). Только в 12 муниципальных образованиях Омской области все образовательные организации реализуют общеобразовательную программу в одну смену (Колосовский, Муромцевский, Нижнеомский, Нововаршавский, Одесский, Оконешниковский, Павлоградский, Саргатский, Седельниковский, Таврический, Тевризский и Усть-Ишимский муниципальные районы).
8. Министерством образования Омской области (далее - Министерство образования) совместно с органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, проведен анализ динамики изменения численности обучающихся Омской области в течение 10 лет. Кроме того, проведен анализ сети муниципальных общеобразовательных организаций, сформирован банк данных по каждому муниципальному образованию, по каждой образовательной организации, где учтена фактическая и плановая наполняемость общеобразовательных организаций, количество учащихся по классам, удаленность малокомплектных общеобразовательных организаций от базовых, наличие дорог с твердым покрытием и другие факторы.
По прогнозным данным численности населения на 1 января 2016 года и прогноза рождаемости в Омской области численность обучающихся к 2025 году увеличится на 79 тысяч человек, или на 38%, по отношению к 2015 году.
При существующей инфраструктуре с учетом демографического прогноза будет увеличиваться количество обучающихся во вторую смену.
При этом многие здания общеобразовательных организаций не соответствуют новым требованиям. По данным Федеральной службы государственной статистики на 1 сентября 2015 года в 2 общеобразовательных организациях 2 здания находятся в аварийном состоянии, в 2 общеобразовательных организациях 2 здания требуют капитального ремонта, 3 общеобразовательных организации (0,4 процента общего количества общеобразовательных организаций) не имеют всех видов благоустройства.
9. Сложившаяся ситуация вызвана тем, что многие здания общеобразовательных организаций спроектированы и построены в середине прошлого века и даже существенно раньше и не отвечают современным требованиям, предъявляемым к таким объектам. На 1 сентября 2015 года доля муниципальных общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных организаций составляет 82,2 процента.
Необходим вывод зданий общеобразовательных организаций, имеющих такой уровень износа, из эксплуатации и перевод обучающихся в новые здания.
Меры федеральной поддержки по проведению противоаварийных мероприятий в зданиях государственных и муниципальных общеобразовательных организаций в 2009 - 2011 годах, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 года N 622 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение противоаварийных мероприятий в зданиях государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений", и мероприятия по капитальному (текущему) ремонту зданий общеобразовательных организаций в рамках модернизации региональных систем общего образования в 2012 - 2013 годах значительно снизили количество таких зданий, но не решили проблему в целом.
10. В сложившейся ситуации в рамках программы запланированы мероприятия по введению 35007 новых мест (за счет строительства новых общеобразовательных организаций, в том числе взамен аварийных, увеличения учебных площадей путем пристроев к зданиям, проведения капитального ремонта, строительства новых зданий общеобразовательных организаций взамен изношенных, аварийных зданий, эффективного использования имеющихся помещений, проведения организационных кадровых решений).
Так, в 2014 году во всех муниципальных районах и городских округах Омской области, на территории которых обучение в общеобразовательных организациях осуществлялось в две смены, были разработаны муниципальные планы мероприятий, направленные на уменьшение доли обучающихся, занимающихся во вторую смену, за счет использования внутренних ресурсов существующих общеобразовательных организаций, перераспределения общеобразовательных организаций в рамках территориального прикрепления общеобразовательных организаций к месту жительства обучающихся, реконструкции зданий и строительства новых общеобразовательных организаций.
Таким образом, внутренние ресурсы по уменьшению доли обучающихся, занимающихся во вторую смену в общеобразовательных организациях Омской области, исчерпаны и решение проблемы организации обучения в одну смену возможно лишь за счет строительства новых общеобразовательных организаций и пристроев к существующим зданиям общеобразовательных организаций.
11. Необходимость реализации программы обусловлена высокой социальной значимостью решаемых задач по формированию условий для получения качественного общего образования.