(с изменениями на 15 февраля 2019 года)
(в ред. Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 14.09.2017 N 426, от 15.02.2019 N 78)
В целях обеспечения экономического роста, благоприятных условий для активизации инвестиционной и предпринимательской деятельности, модернизации действующих и создания новых производств, укрепления доходной базы муниципальных образований и дальнейшего повышения качества жизни населения Зауралья Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Принять к сведению, что реализация мероприятий Среднесрочной комплексной программы экономического развития Зауралья на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 февраля 2011 года N 38 (с последующими изменениями) (далее - Программа), позволила обеспечить позитивную динамику по основным макроэкономическим показателям развития муниципальных образований Республики Башкортостан, которые отнесены Программой к Башкирскому Зауралью (далее - Зауралье).
За четыре года выполнения Программы благодаря модернизации и дальнейшему расширению экономической базы территорий Зауралья, осуществлению в субрегионе ряда крупных и средних инвестиционных проектов, развитию малого предпринимательства объем отгруженной продукции собственного производства по всем видам экономической деятельности достиг к 2014 году 50,3 млрд. рублей и вырос к уровню базового 2010 года в 1,41 раза. Общий объем инвестиций в основной капитал за рассматриваемый период составил более 51 млрд. рублей, или в среднем 12,8 млрд. рублей в год.
Дифференцированная и адресная государственная поддержка аграриев Зауралья в рамках реализации Программы позволила обеспечить поступательное развитие отрасли и рост объемов производства сельскохозяйственной продукции, несмотря на сложные климатические условия. Так, объем производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств составил в 2014 году 14,8 млрд. рублей и увеличился к уровню 2010 года в 1,44 раза.
Положительные тенденции сложились и на потребительском рынке. Оборот розничной торговли в Зауралье по итогам 2014 года составил 31 млрд. рублей и вырос к уровню 2010 года в 1,43 раза, объем платных услуг - 7,8 млрд. рублей с ростом в 1,68 раза.
Получила развитие сфера туризма. За период реализации Программы оказано туристских услуг на сумму более 284 млн. рублей. В 2014 году объем таких услуг составил 95,3 млн. рублей и превысил уровень 2010 года более чем в 3 раза.
Поступательно развивается сфера жилищного строительства. За четыре года обеспечен ввод более 773 тыс. кв. м жилья. При этом в 2014 году объем введенного жилья превысил уровень базового года на 17,3%.
Посредством реализации программных мероприятий в субрегионе построено (реконструировано) и введено в эксплуатацию 4 школы, детская художественная школа с выставочным залом, 12 детских садов, 2 больницы и инфекционный корпус, 6 фельдшерско-акушерских пунктов, 4 спортивных комплекса, объекты и сети газо-, водо-, электроснабжения, в сфере дорожного хозяйства построено и отремонтировано более 484 км дорог, 12 мостов и мостовых переходов.
Строительство новых жилых микрорайонов, газификация, водоснабжение, благоустройство сел и деревень, ввод новых объектов социальной и транспортной инфраструктуры значительно повысили уровень и качество жизни населения Зауралья.
В результате выполнения программных мероприятий в Зауралье создано более 8,7 тыс. рабочих мест. За рассматриваемый период среднемесячная заработная плата выросла в 1,68 раза (с 12,3 тыс. рублей в 2010 году до 20,7 тыс. рублей в 2014 году), обеспеченность населения жильем увеличилась на 13,6% (с 19,9 кв. м на человека в 2010 году до 22,6 кв. м в 2014 году), налоговые и неналоговых доходы местных бюджетов - в 1,61 раза, в том числе от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства - в 1,8 раза, бюджетная обеспеченность (налоговые и неналоговые доходы на душу населения) - в 1,65 раза. Сократился уровень официальной безработицы на 0,84 процентного пункта (с 2,06% в 2010 году до 1,22% в 2014 году).
Таким образом, программно-целевой подход к регулированию процессов развития субрегиона позволил определить приоритеты, сфокусировать административные, организационные и финансовые ресурсы на решении актуальных задач, обеспечить поддержку отдельных секторов экономики и социальной сферы Зауралья.
Вместе с тем опережающие темпы развития республики в целом по отношению к субрегиону не позволили устранить диспропорции по ряду индикаторов социально-экономического развития. Несмотря на положительную динамику ключевых показателей, наблюдается отставание по объемам инвестиций в основной капитал, отгрузки продукции собственного производства, обороту розничной торговли, строительству и вводу жилья. Сохраняется разрыв по уровню среднемесячной заработной платы. По объективным причинам снижаются темпы развития промышленного производства преимущественно за счет сокращения объемов добычи горнорудных предприятий.
В целом неблагоприятные внешние экономические факторы, снижение инвестиционной активности, логистическая специфика субрегиона, низкая доступность энергетической инфраструктуры оказали определенное влияние на ход реализации Программы. Не все запланированные мероприятия и проекты удалось осуществить в полном объеме и установленные сроки, что также привело к отклонению от достижения плановых значений, целевых индикаторов и показателей Программы.