(с изменениями на 15 февраля 2019 года)
(в ред. Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 14.09.2017 N 426, от 15.02.2019 N 78)
В целях обеспечения экономического роста, благоприятных условий для активизации инвестиционной и предпринимательской деятельности, модернизации действующих и создания новых производств, укрепления доходной базы муниципальных образований и дальнейшего повышения качества жизни населения Зауралья Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Принять к сведению, что реализация мероприятий Среднесрочной комплексной программы экономического развития Зауралья на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 февраля 2011 года N 38 (с последующими изменениями) (далее - Программа), позволила обеспечить позитивную динамику по основным макроэкономическим показателям развития муниципальных образований Республики Башкортостан, которые отнесены Программой к Башкирскому Зауралью (далее - Зауралье).
За четыре года выполнения Программы благодаря модернизации и дальнейшему расширению экономической базы территорий Зауралья, осуществлению в субрегионе ряда крупных и средних инвестиционных проектов, развитию малого предпринимательства объем отгруженной продукции собственного производства по всем видам экономической деятельности достиг к 2014 году 50,3 млрд. рублей и вырос к уровню базового 2010 года в 1,41 раза. Общий объем инвестиций в основной капитал за рассматриваемый период составил более 51 млрд. рублей, или в среднем 12,8 млрд. рублей в год.
Дифференцированная и адресная государственная поддержка аграриев Зауралья в рамках реализации Программы позволила обеспечить поступательное развитие отрасли и рост объемов производства сельскохозяйственной продукции, несмотря на сложные климатические условия. Так, объем производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств составил в 2014 году 14,8 млрд. рублей и увеличился к уровню 2010 года в 1,44 раза.
Положительные тенденции сложились и на потребительском рынке. Оборот розничной торговли в Зауралье по итогам 2014 года составил 31 млрд. рублей и вырос к уровню 2010 года в 1,43 раза, объем платных услуг - 7,8 млрд. рублей с ростом в 1,68 раза.
Получила развитие сфера туризма. За период реализации Программы оказано туристских услуг на сумму более 284 млн. рублей. В 2014 году объем таких услуг составил 95,3 млн. рублей и превысил уровень 2010 года более чем в 3 раза.
Поступательно развивается сфера жилищного строительства. За четыре года обеспечен ввод более 773 тыс. кв. м жилья. При этом в 2014 году объем введенного жилья превысил уровень базового года на 17,3%.
Посредством реализации программных мероприятий в субрегионе построено (реконструировано) и введено в эксплуатацию 4 школы, детская художественная школа с выставочным залом, 12 детских садов, 2 больницы и инфекционный корпус, 6 фельдшерско-акушерских пунктов, 4 спортивных комплекса, объекты и сети газо-, водо-, электроснабжения, в сфере дорожного хозяйства построено и отремонтировано более 484 км дорог, 12 мостов и мостовых переходов.
Строительство новых жилых микрорайонов, газификация, водоснабжение, благоустройство сел и деревень, ввод новых объектов социальной и транспортной инфраструктуры значительно повысили уровень и качество жизни населения Зауралья.
В результате выполнения программных мероприятий в Зауралье создано более 8,7 тыс. рабочих мест. За рассматриваемый период среднемесячная заработная плата выросла в 1,68 раза (с 12,3 тыс. рублей в 2010 году до 20,7 тыс. рублей в 2014 году), обеспеченность населения жильем увеличилась на 13,6% (с 19,9 кв. м на человека в 2010 году до 22,6 кв. м в 2014 году), налоговые и неналоговых доходы местных бюджетов - в 1,61 раза, в том числе от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства - в 1,8 раза, бюджетная обеспеченность (налоговые и неналоговые доходы на душу населения) - в 1,65 раза. Сократился уровень официальной безработицы на 0,84 процентного пункта (с 2,06% в 2010 году до 1,22% в 2014 году).
Таким образом, программно-целевой подход к регулированию процессов развития субрегиона позволил определить приоритеты, сфокусировать административные, организационные и финансовые ресурсы на решении актуальных задач, обеспечить поддержку отдельных секторов экономики и социальной сферы Зауралья.
Вместе с тем опережающие темпы развития республики в целом по отношению к субрегиону не позволили устранить диспропорции по ряду индикаторов социально-экономического развития. Несмотря на положительную динамику ключевых показателей, наблюдается отставание по объемам инвестиций в основной капитал, отгрузки продукции собственного производства, обороту розничной торговли, строительству и вводу жилья. Сохраняется разрыв по уровню среднемесячной заработной платы. По объективным причинам снижаются темпы развития промышленного производства преимущественно за счет сокращения объемов добычи горнорудных предприятий.
В целом неблагоприятные внешние экономические факторы, снижение инвестиционной активности, логистическая специфика субрегиона, низкая доступность энергетической инфраструктуры оказали определенное влияние на ход реализации Программы. Не все запланированные мероприятия и проекты удалось осуществить в полном объеме и установленные сроки, что также привело к отклонению от достижения плановых значений, целевых индикаторов и показателей Программы.
С учетом предварительной оценки итогов 2015 года ожидается отклонение от целевых значений в темпах роста объемов отгруженной продукции собственного производства, инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, налоговых и неналоговых доходов местного бюджета, уровня среднемесячной заработной платы. Достижение параметров Программы и их незначительное превышение планируются по объемам продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, обеспеченности жильем, созданию рабочих мест и сокращению уровня официальной безработицы.
Таким образом, в складывающихся условиях сохраняются риски замедления темпов экономического роста территорий Зауралья, нивелировать которые можно посредством применения инструментария программно-целевого планирования развития субрегиона, завершения начатых и реализуемых программных мероприятий и проектов, формирования перспективных направлений и новых точек экономического роста, а также совершенствования системы управления, в том числе путем внедрения механизмов проектного управления.
2. Продлить до 2020 года срок реализации Программы.
3. Утвердить прилагаемые:
паспорт Программы на период 2016 - 2020 годов;
перечень целевых индикаторов и показателей Среднесрочной комплексной программы экономического развития Зауралья на 2011 - 2015 годы на период 2016 - 2020 годов;
(абзац введен Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15.02.2019 N 78)
план мероприятий Программы на период 2016 - 2020 годов;
реестр инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации в Зауралье;
реестр инвестиционных площадок, расположенных в Зауралье;
реестр объектов, рекомендуемых для включения в республиканскую адресную инвестиционную программу и территориальный заказ по содержанию, ремонту, капитальному ремонту, строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и автомобильных дорог общего пользования местного значения.
4. Министерству экономического развития Республики Башкортостан, Министерству финансов Республики Башкортостан, республиканским органам исполнительной власти, ответственным за реализацию плана мероприятий Программы на период 2016 - 2020 годов, учитывать его при разработке и актуализации следующих документов:
стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан, прогнозов социально-экономического развития Республики Башкортостан на долгосрочные и среднесрочные периоды, бюджета Республики Башкортостан на последующие финансовые годы и плановые периоды;
государственных программ Республики Башкортостан, республиканской адресной инвестиционной программы, территориального заказа по содержанию, ремонту, капитальному ремонту, строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и автомобильных дорог общего пользования местного значения.
5. Установить, что:
мероприятия и целевые показатели реализации плана мероприятий Программы на период 2016 - 2020 годов подлежат корректировке с учетом складывающейся социально-экономической ситуации в Республике Башкортостан;
финансовое обеспечение плана мероприятий Программы на период 2016 - 2020 годов осуществляется в пределах средств, предусмотренных в бюджете Республики Башкортостан в рамках государственных программ Республики Башкортостан, непрограммных мероприятий, бюджетов муниципальных образований Зауралья и внебюджетных источников.
6. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - Руководителя Аппарата Правительства Республики Башкортостан Тажитдинова И.А.
Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
Р.Х.МАРДАНОВ
ПАСПОРТ СРЕДНЕСРОЧНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЗАУРАЛЬЯ НА 2011 - 2015 ГОДЫ НА ПЕРИОД 2016 - 2020 ГОДОВ
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 15.02.2019 N 78)
Наименование Программы | Среднесрочная комплексная программа экономического развития Зауралья на 2011 - 2015 годы на период 2016 - 2020 годов |
Основания для разработки Программы | Распоряжение Президента Республики Башкортостан от 16 сентября 2010 года N РП-119; поручение Главы Республики Башкортостан от 24 августа 2015 года по итогам совещания, посвященного реализации Среднесрочной комплексной программы экономического развития Зауралья на 2011 - 2015 годы |
Основной разработчик Программы | Рабочая группа по корректировке Среднесрочной комплексной программы экономического развития Зауралья на 2011 - 2015 годы, созданная распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 28 сентября 2015 года N 1042-р |
Цель и задачи Программы | Цель: обеспечение устойчивого экономического развития муниципальных образований Республики Башкортостан, которые отнесены Программой к Зауралью |
Задачи: создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и обеспечения устойчивого экономического развития Зауралья; повышение эффективности использования сельскохозяйственных ресурсов агропромышленного комплекса Зауралья; повышение эффективности использования минерально-сырьевой базы и обеспечение развития промышленно-производственных видов деятельности; увеличение вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в решение экономических и социальных задач Зауралья; обеспечение кластерного развития и диверсификация туристско-рекреационной деятельности в Зауралье; создание торгово-сервисной инфраструктуры и обеспечение развития потребительского рынка в Зауралье; создание благоприятных и безопасных условий для жизнедеятельности населения в Зауралье; повышение доходного потенциала бюджетов муниципальных образований Зауралья и увеличение эффективности бюджетных расходов | |
Приоритетные направления Программы | 1) формирование благоприятных условий для развития экономики Зауралья посредством: социального и инфраструктурного развития территорий Зауралья с использованием механизмов государственно-частного партнерства; совершенствования механизмов и нормативно-правовой базы, регулирующей предоставление налоговых льгот и преференций для инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты в Зауралье; внедрения подходов проектного управления развитием территорий, координации процессов включения в государственные программы Республики Башкортостан, реализуемые республиканскими органами исполнительной власти, отдельных мероприятий, проектов и механизмов государственной поддержки, направленных на развитие экономики Зауралья; методического обеспечения процессов разработки и утверждения документов стратегического планирования муниципальных образований Зауралья в рамках реализации законодательства о стратегическом планировании; методического сопровождения внедрения успешных практик, направленных на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства на уровне муниципальных образований Зауралья; развития межмуниципального сотрудничества с муниципальными образованиями субъектов Российской Федерации; повышения эффективности взаимодействия с федеральными институтами развития; повышения эффективности работы институтов развития Республики Башкортостан; 2) развитие агропромышленного комплекса Зауралья посредством: стимулирования развития приоритетных направлений агропромышленного комплекса Зауралья, в том числе по импортозамещению; развития мелиорации земель сельскохозяйственного назначения; развития малых форм хозяйствования; создания системы переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции; организации системы поддержки личных подсобных хозяйств; развития технологий мелкотоварного производства (агрофранчайзинг) в муниципальных образованиях Зауралья; выращивания высокомаржинальных сельскохозяйственных культур; создания и развития оптово-распределительных центров; развития сельскохозяйственной потребительской кооперации путем реализации доходогенерирующих проектов; ветеринарного обеспечения агропромышленного комплекса Зауралья; 3) развитие промышленно-производственных видов деятельности и лесного хозяйства в Зауралье посредством: разработки горнорудной базы; развития существующих и организации новых производств в машиностроении, легкой промышленности, лесопромышленном комплексе; модернизации действующих и организации новых производств по выпуску строительных материалов; развития энергетических систем в муниципальных образованиях Зауралья; создания зон (территорий) под формирование индустриальных парков; 4) поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства посредством: внедрения пилотного механизма поддержки бизнес-проектов малых предприятий за счет Фонда поддержки инвестиционных инициатив для предоставления займов субъектам малого предпринимательства; предоставления субсидий для софинансирования муниципальных программ развития предпринимательства в Зауралье по повышенным коэффициентам софинансирования; целевого пополнения и использования средств лизингового фонда для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства основных средств на условиях лизинга в Республике Башкортостан; использования и наращивания объемов заемных средств микрофинансирования в рамках работы в муниципальных образованиях Зауралья офисов автономной некоммерческой организации "Микрокредитная компания малого бизнеса Республики Башкортостан"; предоставления информационно-консультационных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства и потенциальным предпринимателям Зауралья; организации посещения территории Зауралья автобусом стартапов; проведения бесплатных краткосрочных образовательных курсов для начинающих предпринимателей и желающих заняться бизнесом; 5) формирование и развитие туристско-рекреационного комплекса в Зауралье посредством: диверсификации туристического продукта, развития агротуризма; обеспечения инженерной и дорожной инфраструктурой; 6) развитие в районах Зауралья сферы торговли и услуг посредством: развития многоформатной розничной торговли; повышения привлекательности осуществления торговой деятельности и формирования комфортной среды для малого торгового бизнеса; расширения географии и частоты проведения ярмарок по реализации сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров товаропроизводителей Зауралья; содействия продвижению отечественной продукции посредством привлечения товаропроизводителей Зауралья в проект "Продукт Башкортостана"; 7) развитие социально-бытовой, инженерной и дорожной инфраструктуры посредством: проектирования и строительства объектов инженерных коммуникаций, распределительных газовых сетей в населенных пунктах Зауралья; проектирования, строительства, реконструкции объектов водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения в Зауралье; проведения мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий; строительства и реконструкции объектов социально-культурной сферы; содержания, строительства, реконструкции и ремонта дорожной инфраструктуры; 8) обеспечение экологической безопасности посредством: проектирования и строительства полигонов твердых коммунальных отходов и мусоросортировочных комплексов, переработки и обеззараживания отходов производства и потребления; организации особо охраняемых территорий и сохранения редких видов животных; ремонта технических сооружений; строительства очистных сооружений производств цветной металлургии, рекультивации загрязненных и техногенно нарушенных земель; 9) оптимизация бюджетных расходов, сокращение нерезультативных расходов, увеличение собственных доходов бюджетов муниципальных образований Зауралья посредством: исполнения плана поступления налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты, роста поступлений налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты; снижения недоимки по налогам в местные бюджеты; повышения качества управления муниципальными финансами; соблюдения нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления и на оплату труда в органах местного самоуправления Зауралья; обеспечения бюджетной актуализации и достижения показателей планов мероприятий ("дорожных карт") органов местного самоуправления Зауралья по оптимизации бюджетных расходов, сокращению нерезультативных расходов, увеличению собственных доходов за счет имеющихся резервов; инвентаризации муниципального имущества в целях последующей регистрации права собственности муниципального образования на выявленные незарегистрированные муниципальное имущество, земельные участки и бесхозяйное имущество; формирования залоговых фондов в муниципальных образованиях; установления льготных условий пользования объектами недвижимости для хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в приоритетных для Зауралья направлениях |
Сроки реализации Программы | 2016 - 2020 годы |
Основные исполнители и соисполнители Программы | Республиканские органы исполнительной власти; органы местного самоуправления муниципальных образований Зауралья; хозяйствующие субъекты |
Предметные области, охватываемые Программой | Инвестиции и строительство, сельское хозяйство, промышленность, малое предпринимательство, туризм, сфера торговли и сервиса, жилищно-коммунальное хозяйство, дорожное хозяйство, инженерная инфраструктура, социальная сфера, экология муниципальных образований Зауралья |
Финансовое обеспечение Программы | На реализацию программных мероприятий планируется направить 86766,5 млн. рублей, в том числе за счет средств: а) федерального бюджета - 1004,9 млн. рублей, из них по годам: 2016 год - 239,6 млн. рублей; 2017 год - 236,2 млн. рублей; 2018 год - 259,8 млн. рублей; 2019 год - 179,9 млн. рублей; 2020 год - 89,5 млн. рублей; б) бюджета Республики Башкортостан - 9153,8 млн. рублей, из них по годам: 2016 год - 1815,8 млн. рублей; 2017 год - 1780,8 млн. рублей; 2018 год - 2318,2 млн. рублей; 2019 год - 1955,7 млн. рублей; 2020 год - 1283,4 млн. рублей; в) местных бюджетов муниципальных образований Зауралья - 166,7 млн. рублей, из них по годам: 2016 год - 51,0 млн. рублей; 2017 год - 30,8 млн. рублей; 2018 год - 39,6 млн. рублей; 2019 год - 26,4 млн. рублей; 2020 год - 18,9 млн. рублей; г) внебюджетных источников - 76441,0 млн. рублей, из них по годам: 2016 год - 7459,1 млн. рублей; 2017 год - 8475,5 млн. рублей; 2018 год - 15711,7 млн. рублей; 2019 год - 31803,1 млн. рублей; 2020 год - 12991,6 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы в 2020 году (по сравнению с уровнем 2015 года) | Темп роста объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по сравнению с 2015 годом; темп роста объема производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств по сравнению с 2015 годом; темп роста объема промышленного производства по сравнению с 2015 годом; темп роста оборота розничной торговли по сравнению с 2015 годом; темп роста среднемесячной заработной платы работников крупных и средних предприятий по сравнению с 2015 годом; темп роста поступлений налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов (за исключением налога на доходы физических лиц по дополнительным нормативам) по сравнению с 2015 годом; уровень официально зарегистрированной безработицы; создание новых рабочих мест; количество субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тыс. чел. населения; количество создаваемых сельскохозяйственных потребительских кооперативов |
(введен Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15.02.2019 N 78)
N п/п | Наименование показателя | Единица измерения | Ответственный исполнитель | Значение показателя по годам | |||||
2015 (базовый) <1> | 2016 (факт) | 2017 (факт) | 2018 | 2019 | 2020 | ||||
1 | Темп роста объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по сравнению с 2015 годом <2> | проценты | Минэкономразвития РБ | 7495,74 млн. руб. <2> | 117,9 | 110,5 | 120,0 | 108,3 | 109,4 |
2 | Темп роста объема производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств по сравнению с 2015 годом | проценты | Минсельхоз РБ | 17596,7 млн. руб. | 112,1 | 124,2 | 120,19 | 124,1 | 128,3 |
3 | Темп роста объема промышленного производства по сравнению с 2015 годом <3> | проценты | МПИП РБ | 45761,6 млн. руб. <3> | 94,11 | 97,47 | 102,2 | 103,1 | 105,3 |
4 | Темп роста оборота розничной торговли по сравнению с 2015 годом | проценты | Госкомитет РБ по торговле и защите прав потребителей | 31561,8 млн. руб. | 101,8 | 106,5 | 109,0 | 112,5 | 115 |
5 | Темп роста среднемесячной заработной платы работников крупных и средних предприятий по сравнению с 2015 годом | проценты | Министерство семьи и труда РБ | 23707,2 руб. | 107,4 | 119,1 | 124,5 | 130,2 | 136,3 |
6 | Темп роста поступлений налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов (за исключением налога на доходы физических лиц по дополнительным нормативам) по сравнению с 2015 годом | проценты | Минфин РБ | 1242,5 млн. руб. | 110,5 | 113,0 | 112,6 | 114,2 | 116,7 |
7 | Уровень официально зарегистрированной безработицы | проценты | Министерство семьи и труда РБ | 1,4 | 1,2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
8 | Создание новых рабочих мест <4> | единицы | Минэкономразвития РБ; Минсельхоз РБ; МПИП РБ; Министерство семьи и труда РБ; Госкомитет РБ по торговле и защите прав потребителей; Госстрой РБ; ГК РБ ПТ | 651 | 887 | 1122 | 873 | 1067 | 1139 |
9 | Количество субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тыс. чел. населения | единицы | ГК РБ ПТ | 311 | 329 | 278 | 226 <*> | 230 <*> | 235 <*> |
10 | Количество создаваемых сельскохозяйственных потребительских кооперативов | единицы | Минсельхоз РБ | 2 | 5 | 2 | 8 | 8 | 8 |