ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2015 года N 561


О продлении до 2020 года срока реализации Среднесрочной комплексной программы экономического развития Зауралья на 2011 - 2015 годы

(с изменениями на 15 февраля 2019 года)

(в ред. Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 14.09.2017 N 426, от 15.02.2019 N 78)




В целях обеспечения экономического роста, благоприятных условий для активизации инвестиционной и предпринимательской деятельности, модернизации действующих и создания новых производств, укрепления доходной базы муниципальных образований и дальнейшего повышения качества жизни населения Зауралья Правительство Республики Башкортостан постановляет:


1. Принять к сведению, что реализация мероприятий Среднесрочной комплексной программы экономического развития Зауралья на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 февраля 2011 года N 38 (с последующими изменениями) (далее - Программа), позволила обеспечить позитивную динамику по основным макроэкономическим показателям развития муниципальных образований Республики Башкортостан, которые отнесены Программой к Башкирскому Зауралью (далее - Зауралье).


За четыре года выполнения Программы благодаря модернизации и дальнейшему расширению экономической базы территорий Зауралья, осуществлению в субрегионе ряда крупных и средних инвестиционных проектов, развитию малого предпринимательства объем отгруженной продукции собственного производства по всем видам экономической деятельности достиг к 2014 году 50,3 млрд. рублей и вырос к уровню базового 2010 года в 1,41 раза. Общий объем инвестиций в основной капитал за рассматриваемый период составил более 51 млрд. рублей, или в среднем 12,8 млрд. рублей в год.


Дифференцированная и адресная государственная поддержка аграриев Зауралья в рамках реализации Программы позволила обеспечить поступательное развитие отрасли и рост объемов производства сельскохозяйственной продукции, несмотря на сложные климатические условия. Так, объем производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств составил в 2014 году 14,8 млрд. рублей и увеличился к уровню 2010 года в 1,44 раза.


Положительные тенденции сложились и на потребительском рынке. Оборот розничной торговли в Зауралье по итогам 2014 года составил 31 млрд. рублей и вырос к уровню 2010 года в 1,43 раза, объем платных услуг - 7,8 млрд. рублей с ростом в 1,68 раза.


Получила развитие сфера туризма. За период реализации Программы оказано туристских услуг на сумму более 284 млн. рублей. В 2014 году объем таких услуг составил 95,3 млн. рублей и превысил уровень 2010 года более чем в 3 раза.


Поступательно развивается сфера жилищного строительства. За четыре года обеспечен ввод более 773 тыс. кв. м жилья. При этом в 2014 году объем введенного жилья превысил уровень базового года на 17,3%.


Посредством реализации программных мероприятий в субрегионе построено (реконструировано) и введено в эксплуатацию 4 школы, детская художественная школа с выставочным залом, 12 детских садов, 2 больницы и инфекционный корпус, 6 фельдшерско-акушерских пунктов, 4 спортивных комплекса, объекты и сети газо-, водо-, электроснабжения, в сфере дорожного хозяйства построено и отремонтировано более 484 км дорог, 12 мостов и мостовых переходов.


Строительство новых жилых микрорайонов, газификация, водоснабжение, благоустройство сел и деревень, ввод новых объектов социальной и транспортной инфраструктуры значительно повысили уровень и качество жизни населения Зауралья.


В результате выполнения программных мероприятий в Зауралье создано более 8,7 тыс. рабочих мест. За рассматриваемый период среднемесячная заработная плата выросла в 1,68 раза (с 12,3 тыс. рублей в 2010 году до 20,7 тыс. рублей в 2014 году), обеспеченность населения жильем увеличилась на 13,6% (с 19,9 кв. м на человека в 2010 году до 22,6 кв. м в 2014 году), налоговые и неналоговых доходы местных бюджетов - в 1,61 раза, в том числе от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства - в 1,8 раза, бюджетная обеспеченность (налоговые и неналоговые доходы на душу населения) - в 1,65 раза. Сократился уровень официальной безработицы на 0,84 процентного пункта (с 2,06% в 2010 году до 1,22% в 2014 году).


Таким образом, программно-целевой подход к регулированию процессов развития субрегиона позволил определить приоритеты, сфокусировать административные, организационные и финансовые ресурсы на решении актуальных задач, обеспечить поддержку отдельных секторов экономики и социальной сферы Зауралья.


Вместе с тем опережающие темпы развития республики в целом по отношению к субрегиону не позволили устранить диспропорции по ряду индикаторов социально-экономического развития. Несмотря на положительную динамику ключевых показателей, наблюдается отставание по объемам инвестиций в основной капитал, отгрузки продукции собственного производства, обороту розничной торговли, строительству и вводу жилья. Сохраняется разрыв по уровню среднемесячной заработной платы. По объективным причинам снижаются темпы развития промышленного производства преимущественно за счет сокращения объемов добычи горнорудных предприятий.


В целом неблагоприятные внешние экономические факторы, снижение инвестиционной активности, логистическая специфика субрегиона, низкая доступность энергетической инфраструктуры оказали определенное влияние на ход реализации Программы. Не все запланированные мероприятия и проекты удалось осуществить в полном объеме и установленные сроки, что также привело к отклонению от достижения плановых значений, целевых индикаторов и показателей Программы.


С учетом предварительной оценки итогов 2015 года ожидается отклонение от целевых значений в темпах роста объемов отгруженной продукции собственного производства, инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, налоговых и неналоговых доходов местного бюджета, уровня среднемесячной заработной платы. Достижение параметров Программы и их незначительное превышение планируются по объемам продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, обеспеченности жильем, созданию рабочих мест и сокращению уровня официальной безработицы.


Таким образом, в складывающихся условиях сохраняются риски замедления темпов экономического роста территорий Зауралья, нивелировать которые можно посредством применения инструментария программно-целевого планирования развития субрегиона, завершения начатых и реализуемых программных мероприятий и проектов, формирования перспективных направлений и новых точек экономического роста, а также совершенствования системы управления, в том числе путем внедрения механизмов проектного управления.


2. Продлить до 2020 года срок реализации Программы.


3. Утвердить прилагаемые:


паспорт Программы на период 2016 - 2020 годов;


перечень целевых индикаторов и показателей Среднесрочной комплексной программы экономического развития Зауралья на 2011 - 2015 годы на период 2016 - 2020 годов;


(абзац введен Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15.02.2019 N 78)


план мероприятий Программы на период 2016 - 2020 годов;


реестр инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации в Зауралье;


реестр инвестиционных площадок, расположенных в Зауралье;


реестр объектов, рекомендуемых для включения в республиканскую адресную инвестиционную программу и территориальный заказ по содержанию, ремонту, капитальному ремонту, строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и автомобильных дорог общего пользования местного значения.


4. Министерству экономического развития Республики Башкортостан, Министерству финансов Республики Башкортостан, республиканским органам исполнительной власти, ответственным за реализацию плана мероприятий Программы на период 2016 - 2020 годов, учитывать его при разработке и актуализации следующих документов:


стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан, прогнозов социально-экономического развития Республики Башкортостан на долгосрочные и среднесрочные периоды, бюджета Республики Башкортостан на последующие финансовые годы и плановые периоды;


государственных программ Республики Башкортостан, республиканской адресной инвестиционной программы, территориального заказа по содержанию, ремонту, капитальному ремонту, строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и автомобильных дорог общего пользования местного значения.


5. Установить, что:


мероприятия и целевые показатели реализации плана мероприятий Программы на период 2016 - 2020 годов подлежат корректировке с учетом складывающейся социально-экономической ситуации в Республике Башкортостан;


финансовое обеспечение плана мероприятий Программы на период 2016 - 2020 годов осуществляется в пределах средств, предусмотренных в бюджете Республики Башкортостан в рамках государственных программ Республики Башкортостан, непрограммных мероприятий, бюджетов муниципальных образований Зауралья и внебюджетных источников.


6. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - Руководителя Аппарата Правительства Республики Башкортостан Тажитдинова И.А.



Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
Р.Х.МАРДАНОВ



Утвержден
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 30 декабря 2015 г. N 561



ПАСПОРТ СРЕДНЕСРОЧНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЗАУРАЛЬЯ НА 2011 - 2015 ГОДЫ НА ПЕРИОД 2016 - 2020 ГОДОВ

(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 15.02.2019 N 78)

Наименование Программы

Среднесрочная комплексная программа экономического развития Зауралья на 2011 - 2015 годы на период 2016 - 2020 годов

Основания для разработки Программы

Распоряжение Президента Республики Башкортостан от 16 сентября 2010 года N РП-119;

поручение Главы Республики Башкортостан от 24 августа 2015 года по итогам совещания, посвященного реализации Среднесрочной комплексной программы экономического развития Зауралья на 2011 - 2015 годы

Основной разработчик Программы

Рабочая группа по корректировке Среднесрочной комплексной программы экономического развития Зауралья на 2011 - 2015 годы, созданная распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 28 сентября 2015 года N 1042-р

Цель и задачи Программы

Цель:

обеспечение устойчивого экономического развития муниципальных образований Республики Башкортостан, которые отнесены Программой к Зауралью

Задачи:

создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и обеспечения устойчивого экономического развития Зауралья;

повышение эффективности использования сельскохозяйственных ресурсов агропромышленного комплекса Зауралья;

повышение эффективности использования минерально-сырьевой базы и обеспечение развития промышленно-производственных видов деятельности;

увеличение вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в решение экономических и социальных задач Зауралья;

обеспечение кластерного развития и диверсификация туристско-рекреационной деятельности в Зауралье;

создание торгово-сервисной инфраструктуры и обеспечение развития потребительского рынка в Зауралье;

создание благоприятных и безопасных условий для жизнедеятельности населения в Зауралье;

повышение доходного потенциала бюджетов муниципальных образований Зауралья и увеличение эффективности бюджетных расходов

Приоритетные направления Программы

1) формирование благоприятных условий для развития экономики Зауралья посредством:

социального и инфраструктурного развития территорий Зауралья с использованием механизмов государственно-частного партнерства;

совершенствования механизмов и нормативно-правовой базы, регулирующей предоставление налоговых льгот и преференций для инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты в Зауралье;

внедрения подходов проектного управления развитием территорий, координации процессов включения в государственные программы Республики Башкортостан, реализуемые республиканскими органами исполнительной власти, отдельных мероприятий, проектов и механизмов государственной поддержки, направленных на развитие экономики Зауралья;

методического обеспечения процессов разработки и утверждения документов стратегического планирования муниципальных образований Зауралья в рамках реализации законодательства о стратегическом планировании;

методического сопровождения внедрения успешных практик, направленных на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства на уровне муниципальных образований Зауралья;

развития межмуниципального сотрудничества с муниципальными образованиями субъектов Российской Федерации;

повышения эффективности взаимодействия с федеральными институтами развития;

повышения эффективности работы институтов развития Республики Башкортостан;

2) развитие агропромышленного комплекса Зауралья посредством:

стимулирования развития приоритетных направлений агропромышленного комплекса Зауралья, в том числе по импортозамещению;

развития мелиорации земель сельскохозяйственного назначения;

развития малых форм хозяйствования;

создания системы переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции;

организации системы поддержки личных подсобных хозяйств;

развития технологий мелкотоварного производства (агрофранчайзинг) в муниципальных образованиях Зауралья;

выращивания высокомаржинальных сельскохозяйственных культур;

создания и развития оптово-распределительных центров;

развития сельскохозяйственной потребительской кооперации путем реализации доходогенерирующих проектов;

ветеринарного обеспечения агропромышленного комплекса Зауралья;

3) развитие промышленно-производственных видов деятельности и лесного хозяйства в Зауралье посредством:

разработки горнорудной базы;

развития существующих и организации новых производств в машиностроении, легкой промышленности, лесопромышленном комплексе;

модернизации действующих и организации новых производств по выпуску строительных материалов;

развития энергетических систем в муниципальных образованиях Зауралья;

создания зон (территорий) под формирование индустриальных парков;

4) поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства посредством:

внедрения пилотного механизма поддержки бизнес-проектов малых предприятий за счет Фонда поддержки инвестиционных инициатив для предоставления займов субъектам малого предпринимательства;

предоставления субсидий для софинансирования муниципальных программ развития предпринимательства в Зауралье по повышенным коэффициентам софинансирования;

целевого пополнения и использования средств лизингового фонда для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства основных средств на условиях лизинга в Республике Башкортостан;

использования и наращивания объемов заемных средств микрофинансирования в рамках работы в муниципальных образованиях Зауралья офисов автономной некоммерческой организации "Микрокредитная компания малого бизнеса Республики Башкортостан";

предоставления информационно-консультационных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства и потенциальным предпринимателям Зауралья;

организации посещения территории Зауралья автобусом стартапов;

проведения бесплатных краткосрочных образовательных курсов для начинающих предпринимателей и желающих заняться бизнесом;

5) формирование и развитие туристско-рекреационного комплекса в Зауралье посредством:

диверсификации туристического продукта, развития агротуризма;

обеспечения инженерной и дорожной инфраструктурой;

6) развитие в районах Зауралья сферы торговли и услуг посредством:

развития многоформатной розничной торговли;

повышения привлекательности осуществления торговой деятельности и формирования комфортной среды для малого торгового бизнеса;

расширения географии и частоты проведения ярмарок по реализации сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров товаропроизводителей Зауралья;

содействия продвижению отечественной продукции посредством привлечения товаропроизводителей Зауралья в проект "Продукт Башкортостана";

7) развитие социально-бытовой, инженерной и дорожной инфраструктуры посредством:

проектирования и строительства объектов инженерных коммуникаций, распределительных газовых сетей в населенных пунктах Зауралья;

проектирования, строительства, реконструкции объектов водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения в Зауралье;

проведения мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий;

строительства и реконструкции объектов социально-культурной сферы;

содержания, строительства, реконструкции и ремонта дорожной инфраструктуры;

8) обеспечение экологической безопасности посредством:

проектирования и строительства полигонов твердых коммунальных отходов и мусоросортировочных комплексов, переработки и обеззараживания отходов производства и потребления;

организации особо охраняемых территорий и сохранения редких видов животных;

ремонта технических сооружений;

строительства очистных сооружений производств цветной металлургии, рекультивации загрязненных и техногенно нарушенных земель;

9) оптимизация бюджетных расходов, сокращение нерезультативных расходов, увеличение собственных доходов бюджетов муниципальных образований Зауралья посредством:

исполнения плана поступления налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты, роста поступлений налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты;

снижения недоимки по налогам в местные бюджеты;

повышения качества управления муниципальными финансами;

соблюдения нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления и на оплату труда в органах местного самоуправления Зауралья;

обеспечения бюджетной актуализации и достижения показателей планов мероприятий ("дорожных карт") органов местного самоуправления Зауралья по оптимизации бюджетных расходов, сокращению нерезультативных расходов, увеличению собственных доходов за счет имеющихся резервов;

инвентаризации муниципального имущества в целях последующей регистрации права собственности муниципального образования на выявленные незарегистрированные муниципальное имущество, земельные участки и бесхозяйное имущество;

формирования залоговых фондов в муниципальных образованиях;

установления льготных условий пользования объектами недвижимости для хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в приоритетных для Зауралья направлениях

Сроки реализации Программы

2016 - 2020 годы

Основные исполнители и соисполнители Программы

Республиканские органы исполнительной власти;

органы местного самоуправления муниципальных образований Зауралья;

хозяйствующие субъекты

Предметные области, охватываемые Программой

Инвестиции и строительство, сельское хозяйство, промышленность, малое предпринимательство, туризм, сфера торговли и сервиса, жилищно-коммунальное хозяйство, дорожное хозяйство, инженерная инфраструктура, социальная сфера, экология муниципальных образований Зауралья

Финансовое обеспечение Программы

На реализацию программных мероприятий планируется направить 86766,5 млн. рублей, в том числе за счет средств:

а) федерального бюджета - 1004,9 млн. рублей, из них по годам:

2016 год - 239,6 млн. рублей;

2017 год - 236,2 млн. рублей;

2018 год - 259,8 млн. рублей;

2019 год - 179,9 млн. рублей;

2020 год - 89,5 млн. рублей;

б) бюджета Республики Башкортостан - 9153,8 млн. рублей, из них по годам:

2016 год - 1815,8 млн. рублей;

2017 год - 1780,8 млн. рублей;

2018 год - 2318,2 млн. рублей;

2019 год - 1955,7 млн. рублей;

2020 год - 1283,4 млн. рублей;

в) местных бюджетов муниципальных образований Зауралья - 166,7 млн. рублей, из них по годам:

2016 год - 51,0 млн. рублей;

2017 год - 30,8 млн. рублей;

2018 год - 39,6 млн. рублей;

2019 год - 26,4 млн. рублей;

2020 год - 18,9 млн. рублей;

г) внебюджетных источников - 76441,0 млн. рублей, из них по годам:

2016 год - 7459,1 млн. рублей;

2017 год - 8475,5 млн. рублей;

2018 год - 15711,7 млн. рублей;

2019 год - 31803,1 млн. рублей;

2020 год - 12991,6 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы в 2020 году (по сравнению с уровнем 2015 года)

Темп роста объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по сравнению с 2015 годом;

темп роста объема производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств по сравнению с 2015 годом;

темп роста объема промышленного производства по сравнению с 2015 годом;

темп роста оборота розничной торговли по сравнению с 2015 годом;

темп роста среднемесячной заработной платы работников крупных и средних предприятий по сравнению с 2015 годом;

темп роста поступлений налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов (за исключением налога на доходы физических лиц по дополнительным нормативам) по сравнению с 2015 годом;

уровень официально зарегистрированной безработицы;

создание новых рабочих мест;

количество субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тыс. чел. населения;

количество создаваемых сельскохозяйственных потребительских кооперативов






ПЕРЕЧЕНЬ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЗАУРАЛЬЯ НА 2011 - 2015 ГОДЫ НА ПЕРИОД 2016 - 2020 ГОДОВ

(введен Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15.02.2019 N 78)

N п/п

Наименование показателя

Единица измерения

Ответственный исполнитель

Значение показателя по годам

2015 (базовый) <1>

2016 (факт)

2017 (факт)

2018

2019

2020

1

Темп роста объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по сравнению с 2015 годом <2>

проценты

Минэкономразвития РБ

7495,74

млн. руб. <2>

117,9

110,5

120,0

108,3

109,4

2

Темп роста объема производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств по сравнению с 2015 годом

проценты

Минсельхоз РБ

17596,7

млн. руб.

112,1

124,2

120,19

124,1

128,3

3

Темп роста объема промышленного производства по сравнению с 2015 годом <3>

проценты

МПИП РБ

45761,6

млн. руб. <3>

94,11

97,47

102,2

103,1

105,3

4

Темп роста оборота розничной торговли по сравнению с 2015 годом

проценты

Госкомитет РБ по торговле и защите прав потребителей

31561,8

млн. руб.

101,8

106,5

109,0

112,5

115

5

Темп роста среднемесячной заработной платы работников крупных и средних предприятий по сравнению с 2015 годом

проценты

Министерство семьи и труда РБ

23707,2

руб.

107,4

119,1

124,5

130,2

136,3

6

Темп роста поступлений налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов (за исключением налога на доходы физических лиц по дополнительным нормативам) по сравнению с 2015 годом

проценты

Минфин РБ

1242,5

млн. руб.

110,5

113,0

112,6

114,2

116,7

7

Уровень официально зарегистрированной безработицы

проценты

Министерство семьи и труда РБ

1,4

1,2

1

1

1

1

8

Создание новых рабочих мест <4>

единицы

Минэкономразвития РБ;

Минсельхоз РБ;

МПИП РБ;

Министерство семьи и труда РБ;

Госкомитет РБ по торговле и защите прав потребителей;

Госстрой РБ;

ГК РБ ПТ

651

887

1122

873

1067

1139

9

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тыс. чел. населения

единицы

ГК РБ ПТ

311

329

278

226 <*>

230 <*>

235 <*>

10

Количество создаваемых сельскохозяйственных потребительских кооперативов

единицы

Минсельхоз РБ

2

5

2

8

8

8

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»