ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 15 февраля 2016 года N 106-р

[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ИНГУШЕТИЯ НА 2016 - 2020 ГОДЫ]


Утвердить прилагаемую Концепцию развития сельского и экологического туризма в Республике Ингушетия на 2016 - 2020 годы.

Председатель Правительства
Республики Ингушетия
А.МАЛЬСАГОВ

     

Утверждена
Распоряжением Правительства
Республики Ингушетия
от 15 февраля 2016 года N 106-р

     

 КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ИНГУШЕТИЯ НА 2016 - 2020 ГОДЫ

     

Введение


Сегодня в мировой практике сельский и экологический туризм является одним из перспективных направлений развития туристической индустрии. Ежегодно около 700 млн. туристов путешествуют по планете, из них 30 процентов предпочитают сельский и экологический туризм. В развитых европейских странах сельский туризм по популярности занимает второе место после отдыха на море. В данное время сельский и экологический туризм в Европе приносят 25 процентов общего дохода от туристской деятельности.

Отличительные особенности данного вида туризма заключаются в том, что он стимулирует и удовлетворяет желание общаться с природой, предотвращает негативное воздействие на природу и культуру и побуждает туристических операторов и туристов содействовать охране природы и социально-экономическому развитию.

Сельские туристы могут ознакомиться не только с традиционной экзотикой сельской жизни, особенностями местной национальной кухни, но и с удивительно самобытной культурой и интересными народными обычаями.

Одним из приоритетных и стратегических направлений социально-экономического развития Республики Ингушетия является туристическое направление. Ежегодно растут объемы внутреннего и въездного туризма. Особым спросом в Республике Ингушетия пользуются оздоровительные, культурные, познавательные, тематические экскурсионные маршруты.

В настоящее время в Ингушетии сельский и экологический туризм находятся на начальной стадии своего становления. Развитие туризма в сельской местности повлечет подъем уровня жизни на селе путем создания новых рабочих мест, развития социальной инфраструктуры, роста притока инвестиций, увеличения реализации туристских продуктов сельского и экологического туризма.

Концепция развития сельского и экологического туризма в Республике Ингушетия на 2016 - 2020 годы (далее - Концепция) направлена на создание современной, высокоэффективной, конкурентоспособной туристской отрасли в Республике Ингушетия на основе комплексного и устойчивого использования всех социальных, экономических, природных и культурно-исторических ресурсов сельской местности.

I. Основные понятия


Для целей настоящей Концепции используются следующие понятия:

сельский туризм - вид туризма, ориентированный на использование сельскохозяйственных, природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности;

экологический туризм - вид туризма, ориентированный на целенаправленное путешествие по природным территориям с целью глубокого понимания и сохранения природы, оказывающий положительное влияние на повышение социальных и экономических возможностей местных сообществ;

сельский турист - турист, посещающий место временного пребывания в сельской местности в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода;

туристские ресурсы сельского и экологического туризма - сельскохозяйственные, природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности сельских туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил;

туристские продукты сельского и экологического туризма - комплекс услуг по удовлетворению потребностей сельского туриста, перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации сельского и экологического туристского продукта;

сельский гостевой дом - дом в сельской местности на благоустроенной территории с изолированными меблированными комнатами и оборудованием для приготовления пищи (или кухней).

II. Цель и задачи Концепции


Целью Концепции является формирование на территории Республики Ингушетия современной туристической индустрии и туристских продуктов сельского и экологического туризма, самобытных направлений развития сельского и экологического туризма, позволяющих увеличить вклад туризма в социально-экономическое развитие Республики Ингушетия, для предоставления широких возможностей для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах.

Для достижения цели Концепции необходимо решить следующие задачи:

1) экономические:

внедрение механизмов государственно-частного партнерства для устойчивого развития сельского и экологического туризма в Республике Ингушетия;

повышение экономической эффективности использования имеющихся в сельской местности культурно-исторических, рекреационных и экологических ресурсов путем внедрения экономических методов стимулирования развития туристической индустрии, развития традиционных промыслов и ремесел;

разработка туристских продуктов сельского и экологического туризма круглогодичного функционирования с целью обеспечения занятости населения;

2) социокультурные:

сохранение и возрождение в сельской местности материального и нематериального культурного наследия;

тесное взаимодействие сельского и городского населения;

повышение качества обслуживания сельских туристов как важнейшего элемента развития сферы услуг в сельских районах Республики Ингушетия;

развитие на автомобильных дорогах в сельской местности системы информирования о ближайших объектах сельского и экологического туризма;

3) экологические:

эффективное использование, охрана и восстановление природных рекреационных ресурсов Республики Ингушетия для развития экологического туризма в регионе;

приобщение сельских туристов к здоровому питанию из натуральных экологических продуктов;

регулирование антропогенного воздействия сельского и экологического туризма на состояние окружающей среды, природных ресурсов и состояние здоровья населения Республики Ингушетия.

III. Анализ состояния и оценка потенциала сельского и экологического туризма в Республике Ингушетия


Республика Ингушетия - регион с уникальной природной средой и богатым туристско-рекреационным потенциалом. Ингушетия обладает многовековым историческим и культурным наследием, самобытной культурой и традициями. Природа региона удачно сочетает в себе красоту гор и ущелий, лесные массивы и речные ландшафты. На территории Сунженского и Джейрахского муниципальных районов Республики Ингушетия расположены природный заповедник "Эрзи" и Джейрахско-Ассинский историко-архитектурный музей-заповедник, где сосредоточены более двух тысяч объектов природного, культурного и исторического наследия, которые создают уникальные возможности для организации отдыха в сельской местности - сельского и экологического туризма.

В настоящее время в Джейрахском районе республики насчитывается около 10 сельских гостевых домов, которые действуют самостоятельно и находятся в начальной стадии своего позиционирования как гостевые дома.

Несмотря на обилие историко-культурных памятников, большинство из них не готовы к туристическому показу. Требуется проведение большого объема работ по реставрации памятников и благоустройству прилегающей территории.

IV. Основные проблемы, сдерживающие развитие сельского и экологического туризма в Республике Ингушетия


Республика Ингушетия, обладая огромным природным и культурным потенциалом, во многом уступает регионам - лидерам в сельском и экологическом туризме. Сегодня в республике средняя численность населения, занятого в сельском и экологическом туризме, минимальна.

Основными проблемами, сдерживающими развитие сельского и экологического туризма в Республике Ингушетия, являются следующие:

а) отсутствие нормативно-правовой базы в Российской Федерации и, в частности, в Республике Ингушетия, предусматривающей поддержку и стимулирование развития сельского и экологического туризма, особенно в части использования для сельского туризма земель сельскохозяйственного назначения, инвестиционного развития туристической индустрии;

б) отсутствие диалога и партнерства между органами исполнительной власти Республики Ингушетия, органами местного самоуправления и бизнесом в вопросах развития сельского и экологического туризма;

в) отсутствие финансовой, в том числе грантовой, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся организацией сельского и экологического туризма;

г) отсутствие муниципальных программ содействия развитию сельского и экологического туризма;

д) отсутствие систематизированного учета объектов сельского и экологического туризма, количества обслуженных туристов и объема туристских услуг, оказанных объектами сельского и экологического туризма;

е) отсутствие на автомобильных дорогах в сельской местности системы информирования о ближайших объектах сельского и экологического туризма;

ж) недостаточная рекламно-информационная поддержка, в том числе в средствах массовой информации (далее - СМИ), туристских продуктов сельского и экологического туризма;

з) отсутствие в сельской местности квалифицированных кадров с опытом работы в области обслуживания отечественных и зарубежных сельских туристов;

и) отсутствие системы консультирования владельцев сельских гостевых домов и организаций сельского и экологического туризма по вопросам ведения бизнеса;

к) слабая материальная база объектов сельского и экологического туризма.

V. Основные направления и механизмы осуществления Концепции


1. Совершенствование нормативно-правовой базы сельского и экологического туризма в Республике Ингушетия.

Механизмами совершенствования нормативно-правовой базы сельского и экологического туризма в Республике Ингушетия являются:

разработка нормативных правовых актов Республики Ингушетия о содействии развитию сельского и экологического туризма;

разработка органами местного самоуправления муниципальных программ содействия развитию сельского и экологического туризма;

разработка механизмов финансовой, в том числе грантовой, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся организацией сельского и экологического туризма.

2. Научно-методическое и кадровое обеспечение сельского и экологического туризма в Республике Ингушетия.

Научно-методическое обеспечение сельского и экологического туризма заключается:

в комплексном изучении состояния и потенциала сельского и экологического туризма в Республике Ингушетия;

в создании информационных баз данных, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), о программах развития сельского и экологического туризма в Республике Ингушетия;

в ведении систематизированного учета объектов сельского и экологического туризма, количества обслуженных туристов и объема туристских услуг, оказанных организациями сельского и экологического туризма;

в подготовке и издании практических научно-исследовательских работ по сельскому и экологическому туризму.

Кадровое обеспечение сельского и экологического туризма заключается:

в организации дополнительного профессионального образования в области сельского и экологического туризма;

в организации ежегодных целевых семинаров для специалистов органов местного самоуправления, отвечающих за развитие туризма, владельцев сельских гостевых домов, а также желающих заняться предпринимательской деятельностью в сфере сельского и экологического туризма.

3. Менеджмент и маркетинг в сельском и экологическом туризме в Республике Ингушетия.

Сельский и экологический туризм при условии эффективного менеджмента способен повысить качество жизни в сельской местности, особенно в экономически отсталых районах. В частности, он может выступить как основной источник поступлений доходов в местные бюджеты.

Важным механизмом менеджмента сельского и экологического туризма является установление конструктивного диалога и партнерства между органами исполнительной власти Республики Ингушетия, органами местного самоуправления и бизнесом, что необходимо для перестройки сельской экономики.

Решающее значение имеет качество маркетинговых коммуникаций (системы продвижения продукта на рынке), сущностью которых являются:

поиск таких потребительских качеств у существующих туристских продуктов сельского и экологического туризма, которые заинтересовали бы потенциальных потребителей;

поиск тех потенциальных потребителей, которые готовы потреблять туристские продукты сельского и экологического туризма в том виде, в котором они существуют.

Для построения данных коммуникаций необходимо:

внедрить на автомобильных дорогах в сельской местности систему туристической навигации в соответствии с методическими рекомендациями Министерства культуры Российской Федерации (далее - Минкультуры России) по созданию системы дорожных указателей к объектам культурного наследия и иных носителей информации;

создать туристический бизнес-инкубатор в рамках существующих бизнес-инкубаторов. Туристический бизнес-инкубатор способен содействовать развитию региона за счет рационального использования имеющихся природных и культурных достопримечательностей, созданию новых туристических маршрутов, развитию предпринимательства в сфере туризма. Туристический бизнес-инкубатор позволит предпринимателям наладить успешный бизнес, решит проблемы безработицы, нехватки квалифицированных кадров и оттока молодежи в города из сельской местности;

способствовать созданию в Республике Ингушетия туристических ассоциаций и объединений для координации предпринимательской деятельности и защиты общих имущественных интересов. Взаимодействие туристических организаций в рамках ассоциаций и объединений - это лучший способ продвижения услуг на рынке сельского и экологического туризма с использованием большого количества каналов;

оказать рекламно-информационную поддержку (в том числе в СМИ) в продвижении туристских продуктов сельского и экологического туризма;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»