Реализация инвестиционной политики в качестве необходимого условия своей эффективности требует создания институциональной основы и соответствующих процедурных механизмов в Орловской области.
Растущая конкуренция субъектов Российской Федерации в привлечении инвестиционных компаний на территорию регионов требует организации эффективного сопровождения инвестиционных проектов на всех этапах реализации, а также снижения существующих административных барьеров, являющихся, по мнению предпринимательского сообщества, одним из главных негативных факторов во всех регионах России.
Одним из основных механизмов реализации Стратегии является механизм сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна", который уже реализуется Департаментом экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области и АО "Корпорация развития Орловской области".
Нормативная правовая основа развития инвестиционной деятельности к настоящему времени в значительной степени уже сформирована, однако в плановом периоде продолжится детализации ее отдельных аспектов в связи с реализацией положений Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. В данном направлении ведется ежегодная корректировка основных положений Стандарта, а также планируется введение стандартов инвестиционной деятельности на территории муниципальных образований Орловской области.
В 2015 году организован мониторинг Стандарта деятельности органов исполнительной власти Орловской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе с целью оценки предпринимательским сообществом созданных инструментов поддержки инвестиционной деятельности, данная работа будет продолжена в 2016 году.
Значительную роль в процессе формирования благоприятного инвестиционного климата играют финансовые механизмы привлечения и поддержки инвесторов, а также налоговое стимулирование инвестиционных процессов.
В связи с этим разработаны мероприятия, направленные на решение задачи модернизации финансовых механизмов содействия инвестиционной деятельности:
1) предоставление государственных гарантий для стимулирования инвестиционной деятельности и обеспечения обязательств по кредитам и займам, привлекаемым инвесторами для реализации крупномасштабных инвестиционных проектов с высокой социально-экономической значимостью;
2) предоставление субсидий в целях обеспечения производственных площадок на территории Орловской области производственной инфраструктурой, включая проведение работ по землеустройству, постановку сформированных земельных участков, предназначенных для размещения указанной инфраструктуры, на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на них;
3) использование инвестиционного фонда Орловской области, что позволяет привлекать федеральные ресурсы в инфраструктурные проекты.
Неотъемлемым инструментом реализации Стратегии, способствующим качественной проработке инициатив инвестиционных компаний, сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, станет развитие отраслевого консультирования (создание отраслевых консультационных служб).
В сфере АПК основными целями деятельности информационно-консультационного центра должно стать повышение эффективности агропромышленного производства путем формирования системы консультационной и информационной поддержки субъектов предпринимательства, граждан в сфере сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, совершенствования способов и методов хранения, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в агропромышленном комплексе Орловской области; принятие субъектами предпринимательства в сфере сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности юридически и экономически обоснованных управленческих решений; устойчивое развитие сельских территорий и улучшение социальных условий сельского населения области.
В Российской Федерации организации сельскохозяйственного консультирования при поддержке государства созданы и действуют в 67 регионах и их география постоянно расширяется.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" одним из основных направлений государственной поддержки развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий является предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства. По информации представителей Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2020 годы планируется государственная поддержка данного направления.
В плановом периоде для реализации крупных инвестиционных проектов планируется разработать механизм государственно-частного партнерства.
В настоящее время государственно-частное партнерство (ГЧП) является механизмом взаимодействия, хорошо зарекомендовавшим себя в развитых странах и необходимым для применения в Российской Федерации. Очевидно, что взаимодействие государства и бизнеса является важной основой развития современной рыночной экономики, причем именно от готовности государства взаимодействовать с бизнесом в сложных посткризисных условиях зависит успешная реализация потенциала государственно-частного партнерства.
Поскольку социально значимые проекты являются капиталоемкими и чаще всего нерентабельными, а бюджеты не в состоянии самостоятельно обеспечивать их поддержку, финансовые обязательства государства постоянно возрастают. В этой ситуации целесообразно привлечение средств корпоративного и частного бизнеса. При этом вложения инвестора возвращаются в рассрочку за счет налоговых поступлений в доходы бюджетов, а также путем взимания платы с потребителей услуг. В сложившихся условиях возникает необходимость разработать эффективные схемы взаимодействия государственного и частного капиталов в финансировании социально значимых проектов, в том числе адаптируя многообразный опыт западных стран к отечественным экономическим особенностям.
В этой связи при разработке и составлении инвестиционных проектов будет обеспечено взаимодействие с Внешэкономбанком, Центром государственно-частного партнерства, некоммерческим партнерством "Центр развития ГЧП".
В 2016 году большое внимание будет направлено на внедрение лучших практик и улучшение показателей в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.
Итоги полномасштабного развертывания Национального рейтинга на территории регионов, представленные в рамках Петербургского международного экономического форума, выявили отстающие показатели региона.
Так, по показателям "Регуляторная среда", "Институты для бизнеса", "Инфраструктура и ресурсы" региону присвоена оценка В. Отстающим показателем, получившим оценку Е, является "Поддержка малого предпринимательства".
В этой связи в плановом периоде продолжится работа по упрощению ряда административных процедур с целью повышения оценки до уровня А, акцент будет сделан на проработку вопросов совершенствования механизмов стимулирования и поддержки субъектов инвестиционной деятельности.
Работа в данном направлении уже начата, разработана новая "дорожная карта", в соответствии с которой планируется:
сократить среднее время регистрации юридических лиц до 5 рабочих дней, количество процедур до - 3;
сократить среднее время регистрации прав собственности до 7 дней;
сократить среднее время подключения к электросетям до 90 календарных дней;
создать дополнительно 14 многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и 26 удаленных рабочих мест.
Кроме того, на базе НО "ФППОО" создан Центр поддержки предпринимательства, специалисты которого оказывают консультационную поддержку как начинающим, так и действующим субъектам предпринимательской деятельности по различным направлениям.
Это бесплатные консультации по вопросам государственной регистрации бизнеса, выбора оптимальной системы налогообложения, постановки на учет в качестве работодателя во внебюджетных фондах, открытия расчетного счета в банке, внесения изменений в действующий бизнес, прекращения деятельности.