Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОТКРЫТЫЙ ОРЕЛ" НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


 3.1. Территориальные приоритеты

Территориальные приоритеты определяются исходя из степени вовлечения муниципальных образований в инвестиционный процесс, необходимости активного привлечения инвестиционных ресурсов и поддержки развития депрессивных территорий.

Исходя из указанных параметров муниципальные образования можно разделить на 5 условных групп:

1-я группа - крупнейшие центры Орловской области, представляющие собой сосредоточение промышленных, образовательных, культурных объектов. Муниципальные образования этой группы являются демографическими центрами региона.

Данные территории развиваются с темпами, как правило, выше среднеобластных показателей, способны вести самостоятельную политику по привлечению инвестиционных ресурсов и развитию промышленных объектов в соответствии с определенными ранее отраслевыми приоритетами.

Вместе с тем существенными сдерживающими факторами являются отсутствие серьезных земельных ресурсов для перспективного развития; неспособность ранее существовавших производственных площадок удовлетворить потребности развития; существенные инфраструктурные ограничения.

2-я группа - "столичные районы", представляющие собой муниципальные образования, охватывающие территорией крупнейшие центры Орловской области.

Данные территории муниципальных образований развиваются, как правило, в пределах среднеобластных показателей. Близость к демографическим центрам обуславливает наличие значительного количества производств, развитую энергетическую, дорожную инфраструктуру, возможность выбора земельных участков для развития новых производств, развитый аграрный сектор. Муниципальные образования этой группы являются резервом для дальнейшего территориального роста крупнейших центров Орловской области.

3-я группа - муниципальные образования, имеющие в своем составе развитые районные центры, в том числе относящиеся к "малым городам Орловщины". По своему производственному и аграрному потенциалу они были способны составить внутри региональную территориальную конкуренцию "столичным районам". Вместе с тем по ряду объективных и субъективных причин потеряли былой производственный и демографический потенциалы. Ухудшающими факторами являются их удаленность от сложившихся демографических центров и отсутствие в ряде случаев необходимой производственной инфраструктуры. В то же время муниципальные образования этой группы имеют свободную энергетическую инфраструктуру и значительные земельные ресурсы, пригодные для создания новых производств, развития аграрного комплекса.

4-я группа - муниципальные образования, не имеющие серьезного производственного потенциала, но в то же время являющиеся лидерами по производству сельскохозяйственной продукции.

5-я группа - муниципальные образования, демонстрирующие показатели ниже среднеобластных, не имеющие ярко выраженных производственных объектов и имеющие умеренно развитый аграрный комплекс. Основа таких муниципалитетов - предпринимательство и бюджетный сектор.

Деление территорий с точки зрения их инвестиционной привлекательности, описанное выше, является условным. Факторы ухудшения и улучшения инвестиционной привлекательности вследствие инфраструктурного развития, улучшения административной среды могут приводить к переходу муниципальных образований из одной группы в другую.

Сложившаяся отраслевая структура территорий (муниципальных образований Орловской области) приведена в приложении 2 к Стратегии.

Очевидно, что для достижения мультипликативного эффекта в создании новых производственных объектов необходимо объединение усилий муниципальных образований двух первых групп: первые обладают необходимыми людскими ресурсами и возможностью создания производственной инфраструктуры, вторые - земельными ресурсами, соответственно поддержка муниципалитетов указанных групп будет направлена на координацию совместных усилий по развитию, прежде всего, индустриальных парков, располагаемых на границах муниципалитетов.

3-я группа способна привлечь и обеспечить всем необходимым средние производства.

При этом активизация инвестиционной деятельности может быть связана как с созданием индустриальных парков вблизи границ районных центров, так и "территорий развития", несколько удаленных от центров муниципалитетов.

Необходимость такого подхода диктует возможность концентрации, прежде всего, промышленных предприятий среднего бизнеса в относительно небольших индустриальных парках на площадях до 50 га, привязанных к трудовым ресурсам, сосредоточенным в районных центрах.

В то же время создание "территорий развития" позволит обеспечить льготные условия для размещения новых производств на значительных территориях, удаленных от центров концентрации ресурсов, но обладающих потенциалом и интересных для инвесторов. Новые производства могут иметь в этом случае самый широкий отраслевой спектр.

4-я группа - преимущественно проекты, связанные с аграрным бизнесом, как средним, так и крупным.

Соответственно оптимальным видится создание крупных по площади "территорий развития", позволяющих эффективно решать вопросы развития аграрного бизнеса и переработки сельскохозяйственного сырья.

5-я группа - проекты производственных и аграрных предприятий малого бизнеса.

5-я группа муниципалитетов прежде всего среда для развития малого предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, в которых будет связана с эффективными мерами поддержки в рамках мероприятий долгосрочной областной целевой программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Орловской области на 2012 - 2020 годы".

Вместе с тем подобное деление ни в коей мере не ограничивает реализацию любого инвестиционного проекта на всей территории Орловской области в зависимости от интересов самого широкого круга предпринимателей.

В соответствии с перспективными задачами развития инвестиционной деятельности в Орловской области назрела необходимость проведения:

корректировки схемы территориального планирования Орловской области (проводится 1 раз в 5 лет);

корректировки схем территориального планирования муниципальных образований (проводится 1 раз в 3 года);

корректировки генеральных планов поселений и городов.

Современные условия хозяйствования требуют постоянного развития и расширения экономической специализации территорий. В этой связи ключевой задачей для органов власти муниципальных образований Орловской области должно стать формирование проектных инвестиционных команд, основной задачей которых станет реализация "дорожных карт" развития инвестиционной деятельности.

Ожидаемым результатом реализации стратегии станет выполнение поставленной задачи по созданию не менее 10 "точек роста" региональной экономики, опирающихся на два основополагающих "столпа": промышленность высоких технологий и опережающее развитие перерабатывающих производств на основе местного сырья.

Для более значимого контроля реализации стратегии предлагается создать Общественный Совет в формате "Орловского землячества", предложив войти в состав совета представителям ведущих федеральных структур, общественных объединений, коммерческих организаций, которые имеют свои корни на орловской земле, либо осуществляли свою трудовую деятельность в орловской области, а затем успешно продолжили карьеру на более высоком уровне.