Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ В Г. КРАСНОЯРСКЕ НА 2010 - 2012 ГОДЫ (с изменениями на: 11.10.2012)

II. ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ


2.1. Содержание проблем и обоснование необходимости их решения.

Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2020 года предусматривает: 80% прироста промышленного производства должно быть обеспечено за счет энергосбережения и структурной перестройки экономики страны в направлении повышения энергоэффективности. Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяет основные направления мероприятий по энергосбережению и устанавливает сроки и требования к проведению таких мероприятий.

Реализация политики энергосбережения на территории города Красноярска, основанной на принципах приоритета эффективного использования энергетических ресурсов, сочетания интересов потребителей, поставщиков и производителей энергетических ресурсов и на финансовой поддержке мероприятий по использованию энергоэффективных технологий и приборов для учета расхода энергетических ресурсов и контроля за их использованием, обусловлена необходимостью экономии топливно-энергетических ресурсов, сокращения затрат средств бюджета города и стабилизации уровня платежей жителей города за коммунальные услуги.

Высокая энергоемкость предоставляемых населению жилищных услуг связана с использованием энергонеэффективного оборудования при производстве энергоносителей и оказании услуг. Большие потери ресурсов связаны с высоким процентом износа сетевого хозяйства, низкими показателями энергоэффективности жилых и общественных зданий.

Экстенсивное развитие городского хозяйства приведет к необходимости строительства значительных мощностей по генерации и распределению тепловой и электрической энергии, подаче холодной воды и отводу стоков. Продолжится рост тарифов ресурсоснабжающих организаций, а следовательно, будут расти расходы бюджета города и платежи жителей за жилищно-коммунальные услуги.

Теплоснабжение как отрасль городского хозяйства, концентрирующая в себе комплекс потребления топлива, электроэнергии и воды, является важнейшим направлением реализации мероприятий по экономии энергоресурсов.

Энергетический комплекс, поставляя энергоресурсы организациям и населению, является одной из основ жизнеобеспечения города.

Развитие экономики и социальной сферы города, новое жилищное строительство приводит к значительному увеличению нагрузки на энергоснабжающие предприятия и системы городских инженерных коммуникаций.

Централизованное теплоснабжение города Красноярска осуществляется на базе трех ТЭЦ ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)", крупных районных и промышленных котельных (ООО "Региональная тепловая компания", ООО "КраМЗЭнерго", ОАО "Красноярский ЭВРЗ", ООО "КрасТЭК") и ряда небольших котельных.

Теплоснабжающая система города Красноярска является сложной теплофикационной системой. Протяженность тепловых сетей в двухтрубном исполнении составляет более 1000 км. При этом износ энергетического оборудования теплоисточников и тепловых сетей города достигает 60% и более.

Учитывая, что в настоящее время более половины вырабатываемой тепловой энергии направлено на теплоснабжение жилищного фонда, энергосбережение в системе теплоснабжения приобретает все более ярко выраженную экономическую окраску. Энергосбережение необходимо начинать с наведения порядка в учете коммунальных ресурсов. Низкая оснащенность жилищного фонда приборами учета тепловой энергии (около 30%) приводит к тому, что часть потерь тепловой энергии предъявляется жителям к оплате. Возрастает социальная напряженность, поскольку жители не могут проконтролировать объемы потребляемой тепловой энергии. Значительная часть жилищного фонда не оборудована общедомовыми приборами учета холодной воды (около 50%) и общедомовыми приборами учета электрической энергии (около 60%). Оснащение приборами учета муниципальных учреждений выше.

В среднем, по тепловой энергии процент оснащенности составляет 81, по холодной воде - 97, по электрической энергии - 70. Большое число муниципальных учреждений располагаются во встроенно-пристроенных помещениях либо в зданиях, где объемы потребления тепловой энергии не превышают 0,2 Гкал/ч. В таких помещениях в соответствии с Федеральным законом N 261-ФЗ установка приборов не обязательна. Для организации рационального потребления коммунальных ресурсов в последующем необходимо предусмотреть установку приборов учета и в таких зданиях и помещениях.

Существующая система транспортирования тепловой энергии со значительными ее потерями является высокозатратной и, как следствие, дорогостоящей для потребителей.

Для повышения надежности теплоснабжения города, снижения затрат на транспорт тепла, увеличения полезного отпуска тепловой энергии необходимы:

- реконструкция существующих и строительство новых тепловых сетей с применением современных энергоэффективных технологий;

- оснащение максимально возможного количества объектов городского хозяйства, жилищного фонда и организаций муниципальной бюджетной сферы приборами учета энергетических ресурсов, контроль их использования.

Значительные расходы несет бюджет города на обеспечение функционирования систем водоснабжения и водоотведения города, сетей наружного освещения и системы городского электротранспорта. Указанные сферы городского хозяйства потребляют большое количество электроэнергии, сократить которое необходимо путем реконструкции и модернизации несовершенного и изношенного энергетического оборудования.

Мероприятия Программы энергосбережения и повышения энергоэффективности в г. Красноярске на 2010 - 2012 годы (далее по тексту - Программа) предусматривают решение задач, скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям, с учетом уже имеющейся в городе практики энергосбережения.

Основами решения проблемы энергосбережения в городе являются:

- комплексный подход к решению задачи энергосбережения;

- распределение полномочий и ответственности исполнителей мероприятий Программы;

- эффективное планирование и мониторинг результатов реализации Программы;

- целевое финансирование комплекса энергосберегающих мероприятий.

Анализ существующего энергопотребления объектов городского хозяйства позволяет сделать вывод о том, что реализация Программы позволит не только сэкономить топливно-энергетические ресурсы, но и провести модернизацию и реконструкцию городских инженерных коммуникаций и энергетического оборудования на объектах городского хозяйства за счет сэкономленных средств.