Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА" НА 2015 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 - 2017 ГОДОВ (с изменениями на: 05.11.2015)

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ "МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА", В ТОМ ЧИСЛЕ ФОРМУЛИРОВКА ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В УКАЗАННОЙ СФЕРЕ И ПРОГНОЗ ЕЕ РАЗВИТИЯ


В рамках концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года подчеркивается, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь.

Современные экономика и общество в развитых странах все в большей степени становятся креативными (творческими), главными продуктами которых являются новые идеи и инновации в различных областях человеческой деятельности. Креативность становится основным источником экономической ценности. Интеллектуальная собственность приходит на смену таким ресурсам, как земля, рабочая сила, капитал в качестве наиболее ценного экономического ресурса.

В настоящее время федеральные эксперты выделяют следующие общероссийские тенденции, устойчивое развитие которых прогнозируется в ближайшем будущем:

1) резкое сокращение в Российской Федерации численности молодежи в возрасте от 23 до 30 лет: с 35,2 млн. человек (2012 год) до 25,6 млн. человек (2025 год) почти на 10 млн. человек (или на 27,3%). При этом продолжится концентрация молодых людей в наиболее активных экономических центрах России (Москва, Санкт-Петербург, крупные административные центры субъектов Российской Федерации). В то же время создание инновационной экономики потребует выхода на рынок труда более квалифицированного и ответственного работника, что означает увеличение сроков профессионального образования, формирования у молодежи принципиально иных трудовых навыков и культуры. Данная тенденция обязывает органы государственной власти, местного самоуправления не только увеличивать охват молодых людей мероприятиями целевых программ, но и еще более активно и индивидуально подходить к развитию каждого молодого человека: его личностных, общественных и экономических качеств и навыков - формирование так называемого "человеческого капитала". Поэтому акценты государственной молодежной политики должны быть смещены в сторону решения ключевой экономической проблемы - обеспечения интенсивного роста человеческого капитала, а также формированию образованного, социально и экономически активного, патриотичного молодого человека;

2) трудности социализации молодого поколения. Молодежь - уникальная часть нашего общества. С одной стороны, это самая мобильная, интеллектуально и экономически активная, здоровая часть населения. Именно молодые люди быстрее приспосабливаются к новым условиям жизни. В то же время молодые люди в отсутствие четких идеологических установок со стороны государства и общественных институтов испытывают огромные трудности с социализацией в обществе, вовлечением в существующее экономическое, политическое и социокультурное пространство города. И в этом аспекте существует риск вовлечения молодежи в негативные социальные практики: противоправную деятельность, асоциальные явления (алкоголизм, наркомания, тунеядство). Интенсивный рост информационной открытости, возможность доступа к любой (в том числе, запрещенной и противоправной) информации, с одной стороны, и отсутствие должного контроля над процессами воспитания и социализации молодежи со стороны государства и общества, с другой, делают этот риск еще более значимым;

3) процессы миграции наиболее активной части молодежи в другие страны и субъекты Российской Федерации. В связи с активным развитием рыночной экономики, ее активной глобализацией, а также развитием информационных, коммуникационных и транспортных технологий, постоянной потребностью в высококвалифицированных кадрах все активнее наблюдается тенденция перемещения трудовых ресурсов в крупные экономические центры. Для России характерен так называемый "западный" вектор, при котором экономически активное население в поисках лучших условий труда и качества жизни переезжает в страны Европы, США, а также в западные регионы страны: Москву, Санкт-Петербург, Краснодар и др. Естественно, что большую часть этих людей составляет молодежь, так как она мобильна, экономически активна и готова к быстрой ресоциализации.

Одновременно с этим следует обратить внимание и на миграционную волну в Сибирь из стран Азии и других регионов, спровоцированная избытком молодых и трудоспособных людей, на который будут накладываться: серьезные климатические изменения, военно-политическая и социально-экономическая нестабильность в данных регионах, что спровоцирует "коренную" часть населения, в особенности молодежь, к миграции в европейскую часть страны.

Красноярск как город, достаточно удаленный от основных мировых экономических центров, имеющий сравнительно неблагоприятные климатические условия, также затронут процессами миграции. Все больше молодых красноярцев поступают в иногородние и иностранные вузы, переезжают в другие города. Причем причины переезда чаще всего не экономические. Молодые люди просто не видят возможности для собственной профессиональной и общественной самореализации в рамках существующей городской жизни; отсутствует возможность реализации собственных проектов, вовлеченность в общемировые тенденции и процессы; нет соответствующей материальной и социальной инфраструктуры для профессионального, личностного роста, отдыха, творчества и развития. Также не менее важным является отсутствие у подавляющего большинства молодых красноярцев самоидентификации себя как активных жителей города Красноярска, сопричастности к происходящим в этом городе процессам развития.

Снижение негативного влияния указанных тенденций является одной из базовых задач муниципальной молодежной политики и возможно только путем выстраивания материально-технической и социальной инфраструктуры, на базе которой осуществлялись бы процессы социализации и самоопределения молодых людей, встраивания их в процессы городского развития.

Молодым людям необходимо создать условия и возможности для позитивного развития, предоставив дополнительные возможности для профессиональной и творческой самореализации, обеспечив территориальную, включая образовательную, мобильность.

Это в целом соответствует позиции федеральных экспертов, считающих необходимыми для дальнейшего развития отрасли "Молодежная политика" в ближайшей перспективе следующих элементов:

нормативной обеспеченности (принятие федерального закона о молодежной политике, государственной программы);

кадровой обеспеченности отрасли соответствующими специалистами;

инфраструктуры отрасли (объекты досуга, быта, самообразования молодежи, в том числе молодежные центры).

Исходя из вышеизложенного прогнозируется, что в ближайшие годы деятельность по реализации молодежной политики будет направлена на преодоление негативного влияния обозначенных выше тенденций (в том числе и после окончания срока действия настоящей Программы) и на:

развитие "человеческого капитала" молодежи города, края, страны;

социализацию и самоопределение молодых людей, встраивание их в процессы городского развития;

содержательное и инфраструктурное развитие отрасли.

По данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю на 2014 год численность молодежи в возрасте от 14 до 30 лет в Красноярске составила 307076 человек.

К 2014 году выстроена целая сеть муниципальных молодежных центров в городе Красноярске как основных площадок для социализации молодежи, встраивания ее в позитивные социальные практики. На данный момент в городе действует 11 муниципальных молодежных учреждений, имеющих помещения во всех районах города, деятельность которых ориентирована на поддержку молодежных инициатив в различных направлениях: научно-техническое, творческое, информационное, патриотическое и т.д. В 2014 году в 10 муниципальных молодежных центрах были открыты "коворкинги" (англ. co-working, совместно работающие) - это модель работы, в которой участники, оставаясь независимыми и свободными, используют общее пространство для своей деятельности. В частности, коворкинг популярен среди творческой молодежи, молодых фрилансеров, удаленных сотрудников (переводчиков, программистов, дизайнеров) и начинающих предпринимателей.

Существующего количества молодежных центров сегодня не достаточно для проведения эффективной молодежной политики. Основной целью дальнейшего расширения сети молодежных центров в новых микрорайонах города в шаговой доступности для молодежи является обеспечение доступности, следуя показателям востребованности предоставляемых услуг и соответствия основным направлениям организации работы в молодежной среде, а также оказание услуг, направленных на социализацию молодежи и развитие социальной компетентности в разных сферах жизнедеятельности и вовлечение в позитивные социальные практики.

Основным показателем результативности данной политики является привлечение самой молодежи к формированию комплекса молодежных мероприятий, обязательный учет мнения молодых граждан при принятии ключевых решений по вопросам регулирования деятельности в области молодежной политики. Ключевую роль в данном контексте играет выявление и поддержка талантливой и одаренной молодежи и внедрение продуктов ее позитивной деятельности в процесс развития города. С этой целью ежегодно реализуется ряд крупных проектов, направленных на предъявление и продвижение созидательного потенциала молодежи в общественные, экономические и политические пространства в интересах инновационного развития города. Их отличительной особенностью является то, что молодежь рассматривается не как обычный "механический" кластер городского сообщества, а как стратегический ресурс развития территории, который является не только благополучателем, но и исполнителем и организатором в различных направлениях.

Реализация таких проектов как "Арт-берег", Трудовой отряд Главы города Красноярска, "Золотой кадровый резерв", Красноярский молодежный форум, премия Главы города молодым талантам, День молодежи обусловлена необходимостью развития молодежи, которая будет поддерживать профессиональные традиции, компетенции и системные изменения как в целом в управлении территорией, так и в различных областях деятельности.

Особого внимания заслуживает развитие патриотического воспитания подростков и молодежи в городе Красноярске как основополагающего фактора становления в современном мире "инновационного человека", "молодого горожанина". По состоянию на 01.01.2014 в городе Красноярске действует около 54 патриотических объединений и клубов. В них занимаются на постоянной основе около 1500 подростков и молодежи. Возраст занимающихся составляет от 14 до 18 лет, основная целевая аудитория - учащиеся и студенты образовательных учреждений.

С целью патриотического воспитания подростков и молодежи в городе Красноярске проводится свыше 110 мероприятий в год районного и городского масштаба. Среди них особо важными и знаковыми мероприятиями являются: городская Вахта Памяти у Вечного огня Боевой Славы, участие красноярских поисковых отрядов в Международной Вахте Памяти в Новгородской, Ленинградской, Тверской и Волгоградской областях, городская военно-спортивная игра "Патриот", патриотический фестиваль молодежи "Россия! Молодость! Мечта!", участие в организации и проведении памятных дат военной истории и дней родов войск, таких как "День защитника Отечества", "День Победы" и многие другие. Возраст участников патриотических мероприятий варьируется в пределах от 7 до 35 лет в зависимости от целевой аудитории проекта и планируемых результатов. Количество молодых людей, вовлеченных в массовые патриотические мероприятия в качестве участников или зрителей, превышает 20000 человек в год.

Для полноценной реализации программы необходима эффективная система управления. Программно-целевое управление отраслью является основой планирования и финансирования молодежной политики и любой другой отрасли социальной сферы.

Сочетание деятельности муниципальных молодежных учреждений, целью которых является реализация мероприятий и проектов в сфере молодежной политики, с деятельностью молодежных команд является показателем возможности молодежи города не только активно участвовать в решении проблем в сфере молодежной политики, но и брать на себя полномочия и ответственность за их реализацию.

В целях решения указанных задач разработана настоящая Программа, реализация которой является важной составной частью социально-экономической политики, проводимой администрацией города Красноярска.