Анализ развития народных художественных промыслов и ремесел в Республике Коми показывает, что в 1980 - 1990 годах Республика Коми была насыщена товарами народных художественных промыслов и ремесленничества. В это время существовала местная промышленность, создавались новые производства, осваивался выпуск новых товаров. Для изготовления товаров народного потребления использовались местное сырье, а также отходы от основного производства из древесины, кожи и меха. Продукция народных художественных промыслов и ремесел Республики Коми была представлена наряду с продукцией, ввозимой из-за пределов Республики Коми, в торговых предприятиях республики.
Однако дальнейшие рыночные преобразования в обществе негативно отразились на сфере народных художественных промыслов и ремесел. Была нарушена централизованная система сбыта продукции и поставки сырья (материалов), отменены государственные преференции. Сокращение оборотных средств, вызванное инфляционными процессами, невозможность их пополнения в силу недоступности банковских кредитов из-за чрезмерно высоких процентных ставок сделали большинство производителей товаров народных художественных промыслов и ремесел неплатежеспособными. Высокие издержки и низкая конкурентная способность товаров местных мастеров народных художественных промыслов и ремесел по сравнению с завозными товарами привели к свертыванию производства.
На сегодняшний день деятельность в сфере народных художественных промыслов и ремесел в Республике Коми можно охарактеризовать как стихийно развивающуюся. Большинство граждан, занятых производством изделий народных художественных промыслов и ремесел, не зарегистрированы в налоговых органах как хозяйствующие субъекты.
Полулегальное существование и разобщенность ремесленников и народных мастеров, вытекающие из индивидуального характера их труда, отсутствие объединяющих центров народных художественных промыслов и ремесел затрудняют производство товаров.
В силу ряда особенностей предприятия народных художественных промыслов и ремесел имеют небольшие размеры и не превышают параметры, установленные законодательством Российской Федерации для субъектов малого и среднего предпринимательства, что позволяет применять к ним нормативную правовую базу поддержки малого и среднего предпринимательства и взять их под государственную опеку, обеспечивая всемерную поддержку и рост.
Труд мастеров народных художественных промыслов на 80 - 90 процентов является ручным или осуществляется с применением примитивной технической и технологической оснастки. Это приводит к удорожанию производимых изделий народных художественных промыслов и ремесел, ограничивает объемы и сроки их выпуска. В силу данных обстоятельств конкурентные преимущества изделий местных мастеров существенно снижены по сравнению с продукцией, поступающей в республику из других регионов.
Основными проблемами развития народных художественных промыслов и ремесел являются:
неустойчивый покупательский спрос на продукцию народных художественных промыслов и отсутствие постоянных рынков сбыта как в самой республике, так и за ее пределами;
недостаточные финансовые возможности лиц, заинтересованных в открытии собственного дела в сфере народных художественных промыслов и ремесел;
отсутствие у ремесленников и народных мастеров достаточных экономических и управленческих знаний для участия в рыночных отношениях;
отсутствие развитой инфраструктуры поддержки народных художественных промыслов и ремесел.