(с изменениями на 3 марта 2023 года)
(в ред. Приказов Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 29.12.2016 N 95, от 07.08.2018 N 38, от 30.08.2021 N 80, от 03.03.2023 N 20)
В целях реализации статьи 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и в соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области, утвержденным Указом Губернатора Омской области от 24 января 2011 года N 8, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору) на территории Омской области.
(в ред. Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 30.08.2021 N 80)
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра природных ресурсов и экологии Омской области А.В. Сердюкова.
(в ред. Приказов Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 29.12.2016 N 95, от 30.08.2021 N 80)
Министр природных ресурсов
и экологии Омской области
А.Ю.Винокуров
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору) на территории Омской области
(в ред. Приказов Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 29.12.2016 N 95, от 07.08.2018 N 38, от 30.08.2021 N 80, от 03.03.2023 N 20)
1. Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Методические указания) предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего бизнеса) (далее - хозяйствующие субъекты), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору) на территории Омской области, и Министерства природных ресурсов и экологии Омской области (далее - Министерства), принимающего решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов.
(в ред. Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 30.08.2021 N 80)
2. Методические указания устанавливают единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР), в котором обосновывается предлагаемое обращение со всеми отходами, образующимися в процессе хозяйственной и иной деятельности хозяйствующего субъекта, путем их сбора, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, а также передачи другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшей утилизации, дальнейшего обезвреживания, размещения.
3 - 4. Исключены. - Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 30.08.2021 N 80.
5. Основными задачами при разработке ПНООЛР являются:
- определение (расчет) нормативов образования отходов;
- определение (расчет) на основе нормативов образования отходов и объема произведенной продукции (оказанных услуг, выполненных работ), количества ежегодно образующихся отходов;
- обоснование количества отходов, предлагаемых для утилизации и (или) обезвреживания;
- обоснование количества отходов, предлагаемых для размещения в конкретных объектах размещения отходов.
6. При принятии Министерством решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение учитываются следующие сведения, содержащиеся в ПНООЛР:
- наличие на производственной территории и вместимость обустроенных мест (площадок) накопления отходов, предназначенных для формирования партии отходов с целью их дальнейшей утилизации и дальнейшего обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам;
- имеющиеся технические возможности по утилизации и (или) обезвреживанию образующихся отходов хозяйствующим субъектом самостоятельно либо посредством передачи другим хозяйствующим субъектам;
- количество предлагаемых к размещению отходов;
- наличие объектов размещения отходов, эксплуатируемых хозяйствующим субъектом или сторонними организациями, а также имеющиеся технические возможности по размещению в них предлагаемого количества отходов каждого вида и их класса опасности;
- наличие объектов размещения отходов, эксплуатируемых хозяйствующим субъектом или сторонними организациями, в государственном реестре объектов размещения отходов, сформированном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 N 792 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16.11.2011, регистрационный N 22313).
7. В целях подтверждения соблюдения утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, образовавшихся за отчетный период, хозяйствующими субъектами (их филиалом(-ами) или обособленными подразделениями) ежегодно составляется и представляется в уведомительном порядке в Министерство технический отчет по обращению с отходами.
8. Технический отчет по обращению с отходами составляется с целью:
- подтверждения заявленных в ПНООЛР видов, классов опасности и количества отходов, образовавшихся за отчетный период;
- подтверждения фактической утилизации, фактического обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам отходов, образовавшихся за отчетный период.
9. В ПНООЛР приводятся обоснования предлагаемых нормативов образования конкретных видов отходов в среднем за год на основании нормативов образования отходов. Предлагаемые нормативы образования конкретных видов отходов в среднем за год указываются в тоннах в год.
Предлагаемый норматив образования отходов в среднем за год определяется на основе норматива образования отходов.
Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. За расчетную единицу продукции (работ, услуг) в зависимости от источника образования отходов принимается:
- единица произведенной продукции, единица используемого сырья - для отходов производства;
- единица расстояния (например, километр) - для отходов обслуживания транспортных средств;
- единица площади - для отходов при уборке территории;
- человек - для отходов, образовавшихся в жилых помещениях;
- единица места - для гостиниц, столовых и других организаций и учреждений.
Норматив образования отходов в среднем за год определяется по формуле N 1:
ПНо = Но x Q, (1)
где: ПНо - предлагаемый норматив образования отходов в среднем за год в тоннах;
Но - норматив образования отходов, тонн за расчетную единицу;
Q - предлагаемый годовой объем выпускаемой продукции, перерабатываемого сырья, выполненных услуг, относительно которых рассчитан норматив образования отходов.
Расчет предлагаемых нормативов образования отходов в среднем за год, образующихся в результате износа материалов и изделий, для которых в технической документации устанавливаются ограничения по сроку эксплуатации, допускается определять без предварительного определения норматива образования отходов по формуле N 2:
, (2)
где:
Мi - вес материалов, изделий, признанных отходами;
Т - срок эксплуатации материала, изделия.
10. Нормативы образования отходов, в зависимости от характера отходообразующих процессов и возможности получения исходных данных для расчета определяются с использованием следующих методов:
- метод расчета по материально-сырьевому балансу;
- метод расчета по удельным отраслевым нормативам образования отходов;
- расчетно-аналитический метод;
- экспериментальный метод;
- метод расчета по фактическим объемам образования отходов (статистический метод).
11. Материально-сырьевой баланс является базовым при нормировании образования отходов производства. Расчет по материально-сырьевому балансу применяют при определении нормативов образования отходов в производствах, использующих разные виды исходного сырья или продукции. Исходными данными для расчета являются: