В связи с реализацией в Астраханской области крупных проектов и принятием на федеральном уровне решений о передаче полномочий с других уровней бюджетной системы на уровень бюджета субъекта Российской Федерации, не обеспеченных равноценными источниками финансирования, в течение нескольких лет бюджет Астраханской области принимался с предельным размером дефицита, что привело к увеличению объемов заимствований Астраханской области и, соответственно, объема долга Астраханской области.
В 2014 году значительное влияние на экономическую ситуацию в регионе оказало снижение темпов роста поступления в бюджет Астраханской области налога на прибыль организаций в результате уменьшения объема платежей от организаций, участвующих в реализации проекта по освоению месторождений углеводородного сырья в Каспийском море. Кроме того, сокращены поступления налога на имущество организаций в связи с предоставлением налоговых льгот в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, а также доходов по акцизам на нефтепродукты.
По состоянию на 01.01.2015 долг Астраханской области составил 24.6 млрд рублей, долговая нагрузка бюджета Астраханской области достигла кризисного значения - 100.8 процента к доходам бюджета Астраханской области без учета безвозмездных поступлений. По состоянию на 01.01.2016 долг Астраханской области прогнозируется в объеме 26.7 млрд рублей, или 115.8 процента к доходам бюджета Астраханской области без учета безвозмездных поступлений.
Опережающий рост расходов бюджета Астраханской области над доходами бюджета Астраханской области формирует перспективу дальнейшего устойчивого дефицита бюджета Астраханской области, не позволяя сократить накопленный объем долга Астраханской области. Это обуславливает увеличение объемов и ухудшение условий обслуживания и погашения долговых обязательств Астраханской области при одновременном сокращении доходов бюджета Астраханской области и необходимости исполнения расходных обязательств Астраханской области.
Состояние бюджета Астраханской области и необходимость сокращения долговой нагрузки Астраханской области осложняются изменениями законодательства Российской Федерации. Федеральным законом от 30.09.2013 N 268-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации" утвержден новый порядок налогообложения морских месторождений углеводородного сырья, дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на которых приходится на период с 01.01.2016. Налог на прибыль при освоении данных месторождений в полном объеме будет поступать в бюджет Российской Федерации.
Расходы на обслуживание долга Астраханской области по итогам 2014 года составили 1.7 млрд рублей, или 4.8 процента к расходам бюджета Астраханской области, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. По итогам 2015 года расходы на обслуживание долга составят 2.2 млрд рублей, или 6 процентов к расходам бюджета Астраханской области, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
С целью сокращения размера расходов на обслуживание долга Астраханской области проводится работа по замещению долговых обязательств перед кредитными организациями на бюджетные и по изменению структуры долга Астраханской области по видам и срокам погашения.