Недействующий

О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ АРКТИЧЕСКИХ И СЕВЕРНЫХ РАЙОНОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2014 - 2017 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА" (с изменениями на: 28.04.2017)


 3.1.4. Стимулирование активности малого и среднего предпринимательства


С точки зрения рациональной экономики, очевидно, что арктические и северные территории малоперспективны для успешного развития предпринимательства. Сохраняется тенденция сокращения средних и микро- предприятий, индивидуальных предпринимателей. К началу 2014 г. в арктических и северных районах зарегистрировано 37 малых предприятий и 2 440 индивидуальных предпринимателей. При этом, уровень сокращения количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей превысил среднереспубликанский показатель, соответственно, на 5,5% и 3,9%. Количество малых предприятий в расчете на 10 тыс. жителей оставило 9,4 ед., что ниже показателя прошлого года на 1 ед. Незначительный рост количества малых предприятий в расчете на 10 тыс. человек населения наблюдается в Аллаиховском, Верхнеколымском, Жиганском, Момском и в Усть-Янском улусах (районах), что обусловлено снижением численности проживающего населения.

Для данных территорий характерно развитие торговли, сферы бытовых услуг, транспортных услуг, традиционных видов хозяйствования: оленеводство, охотничий и рыболовный промысел, добыча пушнины. В последние годы начинает развиваться производство строительных материалов, переработка сельскохозяйственной продукции.

Сохраняется ряд типичных и отрицательно влияющих на развитие предпринимательства проблем:

низкая конкурентоспособность производимой продукции ввиду наличия высокой стоимости транспортной составляющей в конечной цене продукта;

наличие административных барьеров при ведении предпринимательской деятельности;

высокая стоимость подключения к существующим сетям и тарифы на электроэнергию и коммунальные платежи;

дефицит квалифицированных кадров для малого бизнеса;

низкая доступность кредитных ресурсов для малого бизнеса непосредственно на местах;

недостаточное информационное обеспечение в поселениях, отдаленных территориях;

высокий уровень износа и дефицит помещений для офисов и производства.

Стимулирование развития предпринимательства в арктических территориях реализуется через следующие механизмы государственной поддержки.

В рамках государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2017 годы" проводится мероприятие "Софинансирование муниципальных программ развития предпринимательства". В 2014 году уровень софинансирования из государственного бюджета составляет 80 процентов, из местных бюджетов арктических районов (улусов) - 20 процентов.

Кроме того, одним из приоритетов при конкурсном отборе субъектов малого и среднего предпринимательства на получение государственной поддержки является ведение предпринимательской деятельности в арктических территориях.

Также в арктических территориях реализуются меры образовательной, информационно-консультационной государственной поддержки.

В 2013 году Бизнес-школой обучено 179 представителей малого предпринимательства. Наиболее активно участвовали в образовательных семинарах предприниматели Абыйского улуса (43), Нижнеколымского района (33) и Оленекского района (25).

Во всех северных и арктических районах осуществляют деятельность представители Центра поддержки предпринимательства. Основным направлением их деятельности является информирование и консультирование.

Доля оказанных консультаций представителями учреждения в арктической группе улусов составила 45,6% от общего количества консультаций по Республике Саха (Якутия).

Доля информационно-разъяснительных мероприятий составила 46,4% от общего числа мероприятий по республике. Консультационные мероприятия в арктической группе улусов являются наиболее востребованными.

Кроме того, для организации обучения населения арктических улусов на местах начали работу территориальные партнеры Бизнес-школы. В с. Жиганск с 2012 года действует Бизнес-центр. В период до 2016 года потенциальным для создания бизнес-инкубатора является Нижнеколымский район.

Для упрощения доступа субъектов малого предпринимательства к финансовой поддержке с 2014 года прием документов на конкурсный отбор по субсидиям производится на местах представителями Центра поддержки предпринимательства.

С 2012 года Фондом развития предпринимательства практикуется дистанционный прием документов на льготные займы.

Также Фондом реализуется в 2014 году для арктических территорий финансовый продукт, как предоставление малых инвестиционных займов.

В целях обеспечения субъектов малого предпринимательства оборотными средствами предполагается формирование механизма микрокредитования из паевого фонда группы предпринимателей (по типу кооперации), а также создание особенной образовательной, мотивационной и поддерживающей партнерской среды.

Создание группы субъектов малого предпринимательства с общим фондом паевых взносов и формированием информационно-консультационной системы, позволит сохранить финансовые ресурсы внутри системы и отслеживать эффективность их использования.

В результате реализации проекта будет разработана научно-методическая база: механизм эффективного использования финансовых ресурсов; программа подготовки руководителей процессом; учебные программы, планы бизнес-тренингов, семинаров; созданы субъекты малого предпринимательства на основе изучения рентабельности и эффективности бизнес-проектов в социально-экономическом развитии конкретного улуса: предприниматели научатся разрабатывать краткосрочные и долгосрочные стратегические планы развития собственного дела, направленного на социально-экономическое развитие конкретных наслегов; будет сформировано партнерство предпринимателей; предприниматели освоят малозатратные и востребованные в арктических и северных районах виды малого бизнеса.

Исходя из программ социально-экономического развития муниципальных районов, определены следующие основные направления развития малого и среднего предпринимательства посредством оказания финансовой, информационно-консультационной и методической поддержки:

производство стройматериалов, изделий народных художественных промыслов, переработка и производство молочной, мясной продукции, дикоросов;

сельское хозяйство, в том числе оленеводство, коневодство, заготовка пушнины;