В настоящее время флотом на участке арктического побережья республики перевозится более 300 тыс. тонн различных грузов. Это, в основном, нефтепродукты, каменный уголь и сырая нефть, доля которых составляет свыше 90% в общем объеме грузовых перевозок в Арктику. В рамках Стратегии развития арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года одной их приоритетных задач государственной политики Российской Федерации в Арктике является расширение ресурсной базы арктической зоны, способной в значительной степени обеспечить потребности России в углеводородных ресурсах, водных биологических ресурсах и других видах стратегического сырья. С хозяйственным освоением арктических территорий мощность грузопотока в арктическую зону Республики Саха (Якутия) и грузопотоков из арктической зоны будет только увеличиваться.
Завоз груза в арктические пункты рек Яна, Индигирка, Колыма, Анабар, Оленек имеет свои существенные отличия и специфику, заключающиеся в:
необходимости накопления грузов до начала арктической навигации в речных портах и пунктах накопления;
необходимости доставки первой партии грузов до устьев арктических рек к началу навигации на арктических реках и организации непрерывных круговых рейсов судов "река-море" плавания до ее завершения, чтобы успеть в короткий навигационный период обеспечить выполнение программы завоза грузов;
коротком эксплуатационном периоде работы судов смешанного "река-море плавания" по трассе СМП, не превышающего 65 суток;
сложных ледовых условиях побережья моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря;
неблагоприятных погодных условиях (особенно в сентябре), продолжительных сгонных ветров;
необходимости постоянного проведения работ по дноуглублению и расчистке баровых участков на подходе к р. Яна и р. Индигирка для прохода судов смешанного "река-море" плавания в устьевые пункты.
Грузовые суда смешанного "река-море" плавания могут совершить в течение месяца в среднем 2 рейса от пунктов накопления в среднем течении реки Лена.
Использование Северного морского пути, магистрального транспортного коридора с западного и восточного направлений, целесообразно включить в схему завоза грузов на реку Лена и в арктические реки уже в навигацию 2014 года. Это позволит уменьшить протяженность грузовых потоков и количество круговых рейсов с портов накопления р. Лена, что дает выигрыш во времени и большую надежность в своевременной доставке грузов в устья арктических рек, а также избежать опасные риски из-за возможного обмеления Усть-Кутского участка водных путей.
Вступивший в силу в 2010 году Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта запрещает перевозку на внутренних водных путях России нефтепродуктов на однокорпусных танкерах после 31 декабря 2014 года. Указанное требование может серьезно осложнить завоз грузов в Арктику.
Судоходные компании Якутии без серьезной государственной поддержки не способны осуществлять обновление и модернизацию флота из-за своей финансовой недостаточности.
Масштабность работ и высокие затраты не позволят форсированно формировать круглогодичное транспортное сообщение с арктическими территориями Республики Саха (Якутия). В ближайшей и отдаленной перспективе строительство автодорог круглогодичного действия будет происходить постепенно, исходя из приоритетов хозяйственного освоения Арктики. В связи с этим не следует ожидать серьезной альтернативы водным путям по схемам завоза грузов в долговременной перспективе. Внутренний водный транспорт останется безальтернативным для обеспечения массовой доставки промышленной и продовольственной продукции в арктические районы.
С вводом железной дороги сократится плечо доставки грузов судами смешанного "река-море" плавания от г. Якутска до г. Тикси и низовьев рек Яна, Индигирка, Колыма.
В межнавигационный период железная дорога будет иметь достаточный запас пропускной способности. Среднесуточное накопление преднавигационных запасов, исходя из проектной пропускной способности железной дороги, может быть обеспечено в объеме 2,0 - 2,1 тыс. тонн в сутки. Исходя из продолжительности периодов навигации в арктической группе (в среднем 45 - 60 суток) и расчетного объема завоза, среднесуточная отгрузка из Якутского речного порта в период навигации должна быть в среднем примерно 8 - 9 тыс. тонн в сутки. Период накопления грузов в Якутском транспортном узле составит для арктических районов 4 месяца (122 дня).
Применение наземных схем зимнего завоза будет обеспечивать, как и прежде, внутриулусное перемещение грузов до конечных пунктов назначения, а также использоваться для перевозки топливно-энергетических ресурсов с месторождений, где позволяет наземная транспортная сеть.
В то же время при неблагоприятном течении арктической навигации и прогнозируемых сбоев на наиболее трудных участках водного пути должна быть обеспечена постоянная готовность оперативного изменения схем завоза, переключения грузовых потоков на резервные схемы перевозок по автозимникам, в смешанном сообщении (реки - автодороги).
Будут рассмотрены дополнительные варианты доставки грузов в индигирскую группу улусов (районов):
По доставке газоконденсата:
Схема 1. Кысыл-Сыр - р. Вилюй - р. Лена - р. Алдан - п. Хандыга - а/д "Колыма" - п. Усть-Нера, депонация - автозимник "Индигир" - п. Хонуу.
Схема 2. Кысыл-Сыр - р. Вилюй - р. Лена - р. Алдан - п. Хандыга, депонация - а/д "Колыма" - автозимник "Индигир" - п. Хонуу.
Схема 3. Кысыл-Сыр - а/д "Вилюй" - а/д Колыма - п. Усть-Нера, депонация - Хонуу.
Схема 4. Кысыл-Сыр - а/д "Вилюй" - а/д Колыма - п. Хандыга, депонация - а/д "Колыма" - а/з "Индигир" п. Хонуу.
Схемы 2 и 3 круглогодичного действия, за исключением апреля-мая месяцев.
По доставке нефтепродуктов:
Схема 1. г. Якутск - р. Лена - а/д "Колыма" - п. Усть-Нера, депонация - автозимник "Индигир" - Хонуу.
Схема 2. г. Якутск - р. Лена - а/д "Колыма" - п. Хандыга, депонация - автозимник "Индигир" - п. Хонуу.
По доставке угля: