Для обеспечения высокого качества общего образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики требуется, в том числе, совершенствование условий и организации обучения в общеобразовательных организациях. Эта потребность диктуется санитарно-эпидемиологическими требованиями, строительными и противопожарными нормами, федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.
Для повышения доступности и качества общего образования должны быть обеспечены возможность организации всех видов учебной деятельности в одну смену, безопасность и комфортность условий их осуществления.
Организация образовательного процесса в одну смену позволяет существенно повысить доступность качественного школьного образования второй половины дня, а именно:
обеспечить обучающимся за 11 лет обучения до 3800 часов обязательной внеурочной деятельности в рамках основной образовательной программы (до 10 часов в неделю);
создать условия для применения сетевой формы реализации образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций;
организовать обучение детей в возрасте от 5 до 18 лет по дополнительным образовательным программам в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", включая дополнительное обучение физической культуре и спорту в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".
Обучение в одну смену расширяет возможности обучающихся для посещения детских библиотек, музеев, культурных центров, театров, занятий туризмом.
Работа по переводу школ Ростовской области на односменный режим работы ведется с 2014 года. Несмотря на увеличение в 2014 году числа обучающихся более чем на 13 тыс. человек (в том числе 8,7 тыс. человек за счет граждан Украины), к началу 2014/15 учебного года доля обучающихся, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся, увеличилась по сравнению с 2013/14 учебным годом на 1,0 процента и составила 84,3 процента.
На начало 2015/16 учебного года доля занимающихся в одну смену школьников за счет проведенных мероприятий по перераспределению закрепленных за муниципальными общеобразовательными организациями территорий, регулирования приема обучающихся в 1-й класс, оптимизации использования имеющихся площадей в общеобразовательных организациях, в организациях дополнительного образования и культуры увеличилась на 0,7 процента и составила 85,0 процента.
Между тем в настоящее время в Ростовской области в существенной части школ образовательный процесс организован в две смены.
По данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 сентября 2014 г. в две смены вели обучение 275 школ Ростовской области (24 процента общего количества школ), в которых во вторую смену обучалось 60,3 тыс. человек (15,7 процента общей численности обучающихся). На 1 сентября 2015 г. во вторую смену обучаются 58,3 тыс. человек (15,0 процента от общего числа обучающихся), в том числе по городским округам - 42,8 тыс. человек (20,3 процента), по муниципальным районам - 15,3 тыс. человек (9,0 процента). Только в 20 муниципальных образованиях Ростовской области все школы реализуют общеобразовательную программу в одну смену (Боковский, Верхнедонской, Веселовский, Заветинский, Зерноградский, Зимовниковский, Кашарский, Куйбышевский, Милютинский, Мясниковский, Песчанокопский, Пролетарский, Ремонтненский, Родионово-Несветайский, Советский, Тарасовский, Тацинский, Усть-Донецкий, Целинский и Шолоховский районы).
Минобразованием Ростовской области совместно с органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, проведен анализ динамики изменения числа школьников в Ростовской области в течение ближайших 10 лет. Кроме того, проведен анализ сети муниципальных общеобразовательных организаций, сформирован банк данных по каждому муниципальному образованию, по каждой школе, где учтена фактическая и плановая наполняемость школ, количество учащихся по классам, удаленность малокомплектных школ от базовых (опорных), наличие дорог с твердым покрытием и другие факторы.
По прогнозным данным, на основе анализа динамики рождаемости за последние 5 лет в разрезе муниципальных образований, а также расчетов по каждой муниципальной общеобразовательной организации, в Ростовской области до конца 2020 года контингент обучающихся по сравнению с 2015 годом возрастет ориентировочно на 76,2 тыс. человек.
При существующей инфраструктуре с учетом демографического прогноза будет увеличиваться количество обучающихся во второй смене.