РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 24 февраля 2004 года N 285

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ РОСТОВЕ-НА-ДОНУ НА 2004-2006 ГОДЫ"

Рассмотрев проект "Программы развития пассажирского транспорта общего пользования в городе Ростове-на-Дону на 2004-2006 годы", городская Дума отмечает, что в Программу заложена концепция развития общественного транспорта города Ростова-на-Дону на ближайшие 3 года с перспективой развития до 2010 года. Главной целью Программы является дальнейшее развитие и формирование современной транспортной инфраструктуры в городе, сбалансированное развитие всех видов транспорта различных форм собственности, но при этом основные усилия в реализации программы будут направлены на сохранение и развитие электротранспорта и автобусного муниципального транспорта. В Программе разработаны методы организации и управления общественным городским транспортом с использованием автоматизированных систем управления и систем инвестиционного менеджмента.

Учитывая социальную значимость транспортной проблемы и необходимость сохранения и развития всех видов транспорта общего пользования, городская Дума решила:

1. Принять "Программу развития пассажирского транспорта общего пользования в городе Ростове-на-Дону на 2004-2006 годы" (приложение) с поэтапным решением проблем транспортной отрасли.

2. Считать целью данной программы сбалансированное развитие всех видов транспорта различных форм собственности. Определить стратегически важной задачей и приоритетным направлением сохранение и развитие муниципального электро- и автотранспорта как основы транспортной отрасли и гаранта стабильной работы всей транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону.

3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по промышленности, транспорту, связи, торговле, общественному питанию и бытовому обслуживанию (Г.В. Рябоконов).


Мэр города
Ростова-на-Дону
М.А.ЧЕРНЫШЕВ






Приложение
к решению
городской Думы
от 24.02.2004 N 285

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ РОСТОВЕ-НА-ДОНУ НА 2004-2006 ГОДЫ


 1. Паспорт программы "Развитие пассажирского транспорта общего пользования в городе Ростове-на-Дону на 2004-2006 годы"


Наименование Программы                Развитие пассажирского

                                      транспорта общего

                                      пользования в городе

                                      Ростове-на-Дону на

                                      2004-2006 гг.

Заказчик                              Администрация города

                                      Ростова-на-Дону

Основные разработчики                 Ростовский государственный

                                      строительный университет,

                                      МУ "Городское управление

                                      транспорта", МУ "Технологии

                                      управления", МУП МТК

                                      "Ростовпассажиртранс",

                                      Департамент автомобильных

                                      дорог и организации

                                      дорожного движения

                                      Целью Программы является

Цель и задачи Программы               повышение качества

                                      пассажирских перевозок в

                                      г. Ростове-на-Дону,

                                      совершенствование системы

                                      управления городским

                                      пассажирским транспортом,

                                      обеспечение безопасности

                                      дорожного движения,

                                      улучшение экологической

                                      обстановки.

                                      Условиями достижения цели

                                      является выполнение

                                      следующих задач:

                                      оптимизация маршрутной сети

                                      городского пассажирского

                                      транспорта;

                                      повышение надежности

                                      функционирования и

                                      восстановление

                                      материально-технической базы

                                      городского

                                      электротранспорта;

                                      развитие улично-дорожной

                                      сети города;

                                      обновление подвижного

                                      состава

Исполнители основных мероприятий      Учреждения, предприятия и

Программы                             организация

                                      транспортно-дорожного

                                      комплекса всех форм

                                      собственности, в том числе

                                      привлеченные на конкурсной

                                      основе

Система организации контроля          Контроль исполнения

                                      мероприятий Программы

                                      осуществляется

                                      Администрацией

                                      г. Ростова-на-Дону в

                                      установленном порядке

2. АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА В Г. РОСТОВЕ-НА-ДОНУ


 2.1. Общие показатели функционирования городского пассажирского транспорта


Для разработки Программы развития городского пассажирского транспорта произведен анализ технико-эксплуатационных и финансовых показателей, которые в комплексе отражают существующую ситуацию и позволяют выявить основные проблемы, которые должны быть решены для развития общественного транспорта и повышения качества транспортного обслуживания жителей г. Ростова-на-Дону. С точки зрения программно-целевого планирования, функционирование городского пассажирского транспорта должно осуществляться на основе целевых установок, социальных норм, финансовых и ресурсных ограничений. Комплекс мероприятий программы направлен на обеспечение достижения заявленных целевых показателей.

Общим направлением деятельности в сфере управления общественным транспортом г. Ростова-на-Дону в условиях рыночной экономики является сохранение и развитие единой инфраструктуры городского пассажирского транспорта, создание интегрированной системы общественного транспорта при одновременном снижении степени участия бюджетных средств, привлечение и закрепление на рынке перевозчиков различных форм собственности, использование принципа конкуренции. Это позволило и позволит в дальнейшем сохранить высокий уровень объемов перевозок на общественном транспорте, несмотря на высокие темпы автомобилизации в последние годы. Сравнительные данные приведены на рис. 2.1, 2.2.

Наиболее существенные изменения за последние годы произошли в распределении объемов перевозок пассажиров среди различных видов городского пассажирского транспорта. В этот период происходило постоянное увеличение объемов перевозок на коммерческих автобусах при снижении объемов перевозок на муниципальных автобусах и городском электротранспорте.

Значительную проблему представляет сохраняющаяся многие годы неполная компенсация льготных категорий пассажиров, которые составляют существенную долю в общем объеме перевозок на всех видах городского пассажирского транспорта (рис. 2.5).

Привлечение на рынок пассажирских перевозок операторов различных форм собственности позволило снизить нагрузку на муниципальный бюджет, однако постоянно сохраняющийся недостаток компенсации расходов операторов по перевозке пассажиров, имеющих льготы по оплате проезда, не позволяет осуществлять мероприятия по модернизации подвижного состава и технической базы операторов. Доля дотации от потребности на покрытие убытков от перевозок к 2003 году снизилась до 18%. Средний срок службы муниципальных автобусов составляет 14 лет, около 90% трамваев имеют срок службы более 12 лет, около 90% троллейбусов находятся в эксплуатации более 8 лет. Такое состояние парка подвижного состава не позволяет обеспечивать выполнение сменно-суточных планов по выпуску на линию подвижного состава.

Изменение этого показателя в 2003 г. находится в пределах от 90 до 70%. Коммерческие предприятия имеют более низкие показатели по сравнению с муниципальным транспортом. Такая ситуация отрицательно сказывается на качестве пассажирских перевозок. Невыполнение сменно-суточных планов и усложнение условий движения на магистральной сети г. Ростова-на-Дону приводят к существенному снижению регулярности движения. Показатели регулярности движения автобусов по основным направлениям приведены в таблице 2.1.


Таблица 2.1


 Регулярность движения автобусов в пиковое время по направлениям

 Направление

 N и наименование

 маршрута                  

Регуляр-

ность в

зимний

период

 (%)     

Регуляр-

ность в

летний

период

 (%)    

Западный

жилой массив

N 16 "ВОС - Ц. Рынок"             

 50

 20

N 34 "ГПЗ-10 - Ц. Рынок"          

 85

 90

N 71 "Малиновского - Ц. Рынок"    

 50

 80

Северный

жилой массив

N 45 "Стартовая - Ц. Рынок"       

 0

 10

N 65 "Институт сервиса - Ц. Рынок"

 0

 20

Темерник     

N 78 "Темерник - Ц. Рынок"        

 0

 0

N 83 "Темерник - Ц. Рынок"        

 0

 0

Александровка

N 12 "Александровка - Гл. ЖДВ"    

 0

 10

N 80 "Александровка - Гл. ЖДВ"    

 0

 5


В последние годы существенную проблему составляет регулирование работы маршрутных такси. Рациональная политика городских властей позволила в отличие от большинства остальных городов России отодвинуть во времени массовое появление на городских маршрутах микроавтобусов, защитить доходы операторов, имеющих автобусы большой вместимости, и осуществить выход на рынок микроавтобусов в течение нескольких лет. Темпы этого процесса были не очень высоки, и только к 2002 г. количество микроавтобусов несколько превысило 400 единиц. Резкий скачок в увеличении количества произошел в 2003 году, превысив 1000 единиц. Это связано с тем, что в течение 2002-2003 гг. парк автобусов большой вместимости уменьшился более чем на 200 единиц.

Этот вид транспорта дублирует маршруты городских автобусов на 80%, при этом только часть маршрутов открывает альтернативные пути сообщения между пассажирообразующими объектами и усиления оперативного контроля со стороны органов местного самоуправления. Конкурентная деятельность на этом сегменте городских пассажирских перевозок осуществляется как в корпоративных интересах операторов, так и в интересах пользователей транспортных услуг и транспортных предприятий. Динамика изменения парка маршрутных такси в Ростове-на-Дону приведена на рис. 2.7.

При отсутствии федерального нормативного правового регулирования на данном сегменте рынка затруднено осуществление активного воздействия на операторов по выполнению обязательств, заявленных в процессе конкурентных торгов. Отсутствие механизмов ограничения допуска на рынок транспортного обслуживания населения маршрутными такси также не способствует повышению качества перевозок.


 2.2. Перевозки автобусным транспортом


В Ростове-на-Дону на рынке городских автобусных перевозок разработана и реализована промежуточная система между рыночной и плановой с дифференцированной тарифной политикой и использованием механизма конкуренции при вхождении на рынок городских перевозок. В результате рациональной транспортной политики была сохранена единая инфраструктура городского пассажирского транспорта, произошло формирование и закрепление на рынке пассажирских перевозок достаточно крупных независимых операторов. Изменение структуры парка автобусов по форме собственности и количество единиц подвижного состава приведены на рис. 2.8, 2.9.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»