Действующий

О ПРИНЯТИИ "ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ НА ПЕРИОД 2006-2010 ГОДЫ"

1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ ГОРОДА


Улично-дорожная сеть города Ростова-на-Дону имеет специфическую структуру, исторически формировавшуюся в течение всего периода развития города. Центральная часть города, некогда разделенная на два самостоятельных городских поселения (Ростов и Нахичевань), характеризуется двумя районами с ярко выраженной прямоугольной сеткой улиц.

Район Нахичевани имеет опорную сеть, состоящую из 9 широтных улиц и 49 линий.

В границах проспектов Сиверса и Театрального, улиц Береговая и Текучева транспортно-планировочный каркас образуют 25 осей в широтном направлении и 18 - в меридиональном. Среди них - главные улицы города - Большая Садовая, Пушкинская, Московская, Красноармейская, проспекты Ворошиловский, Буденновский, Театральный и др.

Эти улицы образуют социокультурный каркас городской территории и несут на себе большую транспортную и пешеходную нагрузку.

Коренное изменение транспортной ситуации произошло в результате строительства Аксайского моста через р. Дон (1961 год), через который прошел восточный автодорожный обход Ростова, и строительства Ворошиловского моста (введен в 1965 г.) в створе проспекта Ворошиловского с ликвидацией старого низководного моста по проспекту Буденновскому. В результате основная транспортная нагрузка рассредоточилась по нескольким магистралям.

Новейшие изменения транспортной ситуации в Ростове связаны со строительством совмещенного железнодорожного и автодорожного моста через р. Дон на Западном обходе (1987 г.), предназначенного для пропуска транзитных железнодорожных и автомобильных потоков по направлению Украина - Кавказ.

Можно отметить следующие планировочные особенности улично-дорожной сети отдельных районов Ростова.

Главные улицы исторически сложившегося центра Ростова имеют ширину в "красных" линиях порядка 35-40 м (улицы Б. Садовая, Красноармейская, проспекты Буденновский, Ворошиловский), второстепенные - 15-20 м. В 1960-70-е годы в связи с началом многоэтажного строительства часть улиц местного значения в центральной части города были переведены в категорию внутриквартальных проездов. Однако в настоящее время улицы местного значения все больше используются для обслуживания основных транспортных потоков.

Одним из препятствий для строительства новых магистралей, соединяющих центр с периферийными районами города, является железнодорожная линия, окаймляющая центр.

Создание транспортных переходов через железнодорожные пути на связях центра с периферией началось в послевоенные годы (в 1949 году были построены путепроводы по пр. Стачки и ул. В. Черевичкина), активно продолжалось в 1960-е годы (путепроводы на ул. Стадионной и пр. М. Нагибина).

В 1960-е годы началось создание системы магистралей непрерывного движения - одной из них является ул. Нансена, проложенная в едином коридоре с железнодорожной линией.

В периферийных районах улично-дорожная сеть улиц сформирована в соответствии с природными условиями - рельефом местности, руслом р. Темерник и других водотоков, а также радиально направленными дорогами, соединяющими город с агломерацией.

Крупномасштабная уличная сеть, созданная по нормам 1950-60 годов, отличает западный и северный жилые массивы. Улицы имеют ширину 60-100 м.