По предварительным данным в городе насчитывается 857 улиц и проездов с некапитальным типом покрытия. Общая протяженность грунтовых дорог города составляет порядка 460 км, площадь - 2 млн. 40,5 тыс. кв. м. При этом протяженность дорог с некапитальным типом покрытия в 1,7 раза превышает протяженность магистральной улично-дорожной сети.
При этом большинство грунтовых дорог, улиц и проездов находятся в районах одноэтажной жилой застройки. По укрупненным оценкам, в этих районах проживает порядка 150 тыс. ростовчан.
Социальную значимость вопроса характеризуют несколько аспектов:
Грунтовые дороги являются серьезным источником загрязнения городской среды. Действительно, даже в сухую погоду участки открытого грунта способствуют образованию пыли. В межсезонье, в периоды дождей тонны грунта выносятся на дороги и тротуары с асфальтобетонным покрытием вместе с выезжающим автотранспортом и путем естественного поверхностного водоотвода. Учитывая, что большинство грунтовых дорог находятся в местах значительных, зачастую избыточных вертикальных уклонов, этим фактором также нельзя пренебрегать. Здесь мы подходим к следующему социальному аспекту, а именно к сезонности использования.
Сезонность использования грунтовых дорог связана с необходимостью постоянного обеспечения проезда, следовательно, поддержания их в удовлетворительном состоянии. Однако сезонность использования грунтовых дорог в городе сохраняется, поскольку средств, выделяемых на эксплуатацию грунтовых дорог, достаточно лишь для выполнения одно-двухразовой профилировки нескольких улиц в каждом из районов. Таким образом, дороги с некапитальным типом покрытия обеспечивают проезд лишь в сухую погоду, то есть летом. В осенний, весенний и зимний периоды проезд по грунтовым улицам крайне затруднен.
Обеспечение проезда спец. транспорта также является одним из важнейших социальных аспектов. Абсолютно неприемлемым является тот факт, что по причине плохого состояния проезда отсутствует возможность своевременного оказания скорой медицинской помощи, подъезда пожарных машин и так далее. Организация вывоза ТБО, соблюдение установленных графиков вывоза также зачастую попросту не могут быть реализованы по тем же самым причинам.
Немаловажной является и проблема обеспечения транспортного обслуживания микрорайонов с дорогами грунтового типа. Дороги с таким типом покрытия непригодны для движения общественного транспорта. Большинство проживающего в таких районах населения практически вынуждены каждый день проделывать путь, зачастую несопоставимый с предельными значениями пешеходной доступности, до ближайшей автобусной остановки в далеких от комфорта условиях.
Анализ показывает, что существует ряд грунтовых улиц, потенциально готовых к переводу в более высокую категорию, - это улицы с щебеночно-тырсовым покрытием. Также есть и улицы, по которым в силу их геометрических размеров и продольных уклонов невозможно организовать проезд. Предстоящая инвентаризация и паспортизация грунтовых дорог должна установить полную характеристику каждой улицы с учетом вертикальной планировки, наличия и глубины залегания коммуникаций, геометрических размеров и перспективной категории, то есть значимости в процессе организации транспортного обслуживания, перераспределения транспортных потоков.
Так, существуют улицы с некапитальным типом покрытия, ширина которых позволяет (при изменении типа покрытия) организовать одно-, а иногда и двухстороннее движение, решая при этом задачу организации альтернативных маршрутов движения как в масштабах отдельных микрорайонов, так и целых направлений.
В частности, такие улицы, как Тоннельная, Профинтерна, Кооперативная, могут в значительной степени способствовать решению проблемы заторовых ситуаций в пиковые периоды по ул. Шеболдаева, Стадионная, пл. Народного Ополчения; ул. Пескова необходима для решения задачи транспортного обеспечения целого микрорайона; ул. 20 лет Октября и ул. Зеленая - для создания альтернативного проезда, соединяющего ул. Курчатова и ул. Шолохова; пер. Оренбургский - для создания альтернативы пр. М. Нагибина; ул. Белорусская, пер. Беломорский - для улучшения транспортного сообщения в Первомайском районе. В дальнейшем по таким улицам возможна организация движения общественного транспорта.
Таким образом, ремонт и содержание грунтовых дорог в городе имеют первоочередное значение. В целях обеспечения комплексного подхода к решению данной проблемы необходимо разработать соответствующую программу работ, которая по аналогии с программой ремонта внутриквартальных проездов будет в дополнение к титульным спискам содержать полную раскладку по видам и срокам производства работ в соответствии с выделенными этапами.
В 2004 году Департаментом автомобильных дорог и организации дорожного движения начата работа по формированию исходной базы данных и апробированию различных технологий ведения работ.
В 2005 году эта работа продолжена. До конца текущего года предполагается в полном объеме завершить работу по инвентаризации и паспортизации грунтовых дорог, в соответствии с социальной и транспортной значимостью составить классификацию объектов и определить этапы проведения работ.
В частности, в текущем году будут завершены работы в общей сложности по 17 объектам. По ряду объектов 2004 года проводятся работы второго этапа, таким образом, данные улицы будут переведены в категорию дорог с усовершенствованным типом покрытия. Это касается таких улиц, как ул. Карбышева, пер. Клязьменский, пер. Чистопольский, ул. 20 лет Октября, ул. Зои Космодемьянской, ул. Панфиловцев. Общий объем работ 2005 года составляет 54, тыс. кв. м на сумму 31,1 млн. рублей.
В целом, разработка и поэтапная реализация программы ремонта грунтовых дорог в городе Ростове-на-Дону будет способствовать укреплению социальной стабильности, снятию напряженности, положительно отразится на транспортной ситуации, приведет к существенному повышению общего уровня чистоты и благоустройства города.