Основные проблемные моменты функционирования дорожно-транспортного комплекса города, связанные с состоянием и развитием улично-дорожной сети, сводятся к следующему.
Особенности формирования и развития инфраструктуры центрального делового района города на протяжении ряда лет не способствовали созданию эффективной транспортной схемы. При существующем уровне автомобилизации (230 автомобилей на 1000 жителей) магистральная сеть автомобильных дорог города характеризуется явно недостаточным значением плотности - порядка 1-1,5 км/кв. км при нормативном значении 2,4 км/кв. км.
Массовые несанкционированные парковки индивидуального транспорта вдоль проезжей части, вызванные отсутствием обособленных мест стоянки, способствуют возникновению заторовых ситуаций. Кроме того, в условиях роста интенсивности транспортных потоков на всех подходах к городу, в том числе транзитных, отсутствие объездных магистралей для обслуживания транзитного движения приводит к существенному увеличению транспортной нагрузки на городские улицы.
В силу исторических особенностей большинство улиц центрального делового района характеризуется недостаточной шириной проезжей и тротуарной части. Так, ширина проезжей части указанных улиц находится в пределах 9-12 м, тротуарной - 2-3,5 м. Проблема усугубляется отсутствием достаточного количества обособленных мест стоянки транспорта, вследствие чего в центральной части города пропускная способность практически всех улиц существенно снижается паркующимся транспортом.
Увеличение транспортных задержек, возникновение заторовых ситуаций приводит к существенному снижению скорости движения, неоправданному перерасходу топлива и повышенному изнашиванию узлов и агрегатов транспортных средств. Постоянное изменение режима движения транспортного потока, остановки и скопления автомобилей на перекрестках обуслоливают высокий процент загрязнения окружающей среды продуктами неполного сгорания топлива.
Перечисленные факторы крайне негативно отражаются на пропускной способности городских дорог, усугубляют экологическую ситуацию в городе. В результате такие магистрали, как пр. Ворошиловский, пр. Буденновский, ул. Б. Садовая, пр. Стачки, пр. Соколова, пр. М. Нагибина, ул. Шеболдаева, ул. Ленина, ул. Красноармейская, ул. Текучева, ул. Таганрогская, ул. Вятская, ул. Всесоюзная, ул. Малиновского и др., работают на пределе своей пропускной способности.
Рост грузонапряженности на улично-дорожной сети города в значительной степени способствует снижению межремонтных сроков службы покрытия.
Таким образом, значительная загруженность магистральных улиц, концентрация транспортных потоков в центральной части города в условиях исторически сложившихся архитектурно-планировочных особенностей наряду с несоответствием существующего уровня развития улично-дорожной сети и организации движения фактическому уровню транспортной нагрузки является на сегодняшний день одной из основных проблем дорожно-транспортного комплекса города.
При этом основной причиной нерешенных проблем в сфере дорожно-мостового хозяйства являются недостаточные в сравнении с нормативной потребностью дорожной отрасли объемы финансирования.
На протяжении длительного периода времени на дорожно-мостовые работы выделялось не более 30% требуемого объема финансирования. В этот период дорожными службами города, по существу, выполнялись только работы по поддерживающему ремонту дорожных покрытий, без осуществления капитального ремонта. Только начиная с 1998 г. в дорожную отрасль начали вкладываться денежные средства Территориальных дорожных фондов и областного бюджета, что позволило дорожным организациям начать работу по разработке перспективных программ развития и ремонта дорожно-транспортной сети.
По причине недостаточного по сравнению с нормативной потребностью объема финансирования стратегия и приоритеты в дорожном строительстве города претерпели существенные изменения. В условиях, когда объем инвестиций в дорожный комплекс является явно недостаточным, а рост уровня автомобилизации значительно опережает темпы развития улично-дорожной сети, на первый план выходят работы по содержанию и эксплуатации дорог. Соответственно, объемы работ по капитальному ремонту объектов улично-дорожной сети города снижаются.
В результате на протяжении длительного времени приоритет отдавался текущему ремонту городских дорог. Объемы текущего ремонта возрастают - только за 5 месяцев 2004 года выполнено более 100 тыс. кв. м, что эквивалентно плановым показателям работ по текущему ремонту за весь 2003 год. По состоянию на 1 октября 2005 года суммарные объемы работ по текущему ремонту объектов улично-дорожной сети города достигли отметки 200 тыс. кв. м.
При этом текущий ремонт в отличие от капитального не решает задач, связанных с повышением качества дорожного покрытия, - характеристик ровности, шероховатости, прочности и т.д. В результате мощности дорожных организаций остаются невостребованными, в то время как проблемы состояния улично-дорожной сети, в особенности районной, остаются.
Проблема наличия и качества грунтовых дорог в городе является одной из наиболее социально значимых и требует первоочередного решения. Следует также отметить, что помимо ярко выраженной социальной значимости проблема ремонта грунтовых дорог имеет также и перспективное значение, поскольку грунтовые дороги являются существенным ресурсом повышения уровня организации дорожного движения в городе. Действительно, в условиях недостаточной плотности магистральной улично-дорожной сети, перегруженности основных направлений имеется достаточно существенный резерв улиц районного значения.