Мероприятия по оптимизации маршрутной сети и развитию параллельной улично-дорожной сети, которые направлены на разгрузку центра города от транспорта общего пользования, необходимо рассматривать в совокупности с решением проблемы размещения конечных остановочных комплексов.
В соответствии с требованиями нормативных документов по организации пассажирских перевозок конечные (начальные) остановочные пункты (КОП) - это места на маршруте, предназначенные и оборудованные для посадки и высадки пассажиров, размещения линейного персонала, отдыха водителей и кондукторов, межрейсового и обеденного отстоя подвижного состава, его технического осмотра и мелкого ремонта.
Минимальное обустройство КОП должно предусматривать:
- здание с помещениями для размещения: диспетчерского пункта, отдыха водителей и кондукторов, буфета, приема пищи линейным персоналом, туалета;
- посадочные площадки, оборудованные павильонами для ожидания, посадки и высадки пассажиров;
- место временного хранения (межрейсового и обеденного отстоя подвижного состава);
- разворотную площадку (кольцо);
- пункт технического осмотра и ремонта.
В настоящее время на маршрутной сети г. Ростова-на-Дону существует 40 конечных остановочных пунктов и 5 узловых пересадочных остановочных пунктов, ни один из которых не оборудован в соответствии с предъявляемыми требованиями. Кроме того, из 40 конечных остановок 20 КОП с интенсивным пассажирообменом требуют первоочередного решения по изменению дислокации, так как расположены непосредственно на улично-дорожной сети и вблизи жилой застройки.
Необходимо учитывать перспективы развития маршрутной сети и градостроительства и предусматривать создание условий для организации инфраструктуры перехватывающих парковок на въездах в город.
В соответствии с решением Коллегии Администрации г. Ростова-на-Дону N 30 от 9 декабря 2004 г. "О концепции определения дислокации и обустройства конечных комплексов транспорта общего пользования города Ростова-на-Дону" целесообразно зарезервировать земельные участки под КОП на существующей маршрутной сети, а также определить перспективы их месторасположения, переноса и строительства.
В первоочередном порядке необходимо изменить дислокацию следующих конечных остановочных пунктов: Верхний Темерник, ул. Миронова, пер. Днепровский, пр. 40-летия Победы, ул. Еременко - ул. Малиновского, ул. Стартовая - ул. Королева, 2, ул. Таганрогское шоссе, N 130, ул. 339-й Стрелковой Дивизии, ВОС, ул. Береговая - ул. Сиверса, ул. Орбитальная.
Перечень и порядок строительства конечных комплексов транспорта общего пользования города Ростова-на-Дону на период с 2007 по 2010 годы представлен в таблице 3.20.
Реализация концепции выноса конечных остановок за пределы жилых застроек позволит не только освободить транспортные магистрали от отстаивающегося транспорта, что повлияет на увеличение их пропускной способности и скажется на повышении безопасности дорожного движения, но и значительно улучшит экологическую обстановку.
Таблица 3.20