ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ
Уровень оценки качества | Перечень показателей | Характеристика показателя качества |
Маршрут | 1. Надежность | Вероятность прибытия пассажира в пункт назначения из пункта отправления в расчетное время (оценивается вероятностью со- блюдения времени ожидания транспортного средства указан- ным в информационных таблицах значениям при перемещении на конкретном маршруте ГПТ) |
2. Комфортность | Комплекс параметров комфортно- сти поездки: удобство располо- жения кресел в транспортном средстве; эффективность ото- пления в зимнее время и венти- ляции (кондиционирования) в летнее время; чистота внутри подвижного состава на маршруте | |
3. Информатив- ность | Информационное обслуживание внутри подвижного состава (наличие схемы движения; объ- явление остановочных пунктов; наличие прочей информации) на маршруте | |
ПАТП | 1. Выполнение сменно- суточного плана | Коэффициент выполнения плано- вых рейсов, определяемый отно- шением числа фактически выпол- ненных рейсов к запланирован- ному количеству рейсов на мар- шрутах, обслуживаемых данным ПАТП |
2. Регулярность | Коэффициент выполнения подвиж- ным составом на маршруте регу- лярных рейсов (в соответствии с расписанием с допустимым от- клонением плюс, минус 2 мину- ты), определяемый отношением числа фактически выполненных регулярных рейсов к количеству фактически выполненных рейсов на маршрутах, обслуживаемых данным ПАТП | |
3. Безопасность | Вероятность безаварийной рабо- ты - свойство подвижного со- става данного ПАТП выполнять свои функции в заданных преде- лах | |
Уровень оценки качества | Уровень оценки качества | Уровень оценки качества |
ПАТП | 4. Комфортность | Комплекс параметров комфортно- сти поездки: удобство располо- жения кресел для пассажиров; эффективность отопления в зим- нее время и вентиляции (конди- ционирования) в летнее время; чистота внутри подвижного со- става на маршрутах, обслужи- ваемых ПАТП |
5. Информатив- ность | Информационное обслуживание внутри подвижного состава (на- личие схемы движения; объявле- ние остановочных пунктов; наличие прочей информации) | |
1. Надежность | Вероятность прибытия пассажира в пункт назначния из пункта отправления в расчетное время (оценивается вероятностью со- блюдения времени ожидания транспортного средства указан- ным в информационных таблицах значениям при перемещении в системе ГПТ) | |
ГПТ | 2. Регулярность (с учетом ССП) | Коэффициент выполнения подвиж- ным составом на маршруте регу- лярных рейсов, определяемый отношением числа фактически выполненных регулярных рейсов к количеству фактически выпол- ненных рейсов в системе ГПТ |
3. Безопасность | Вероятность безаварийной рабо- ты - свойство всего подвижного состава ГПТ выполнять свои функции в заданных пределах в системе ГПТ | |
4. Комфортность | Комплекс параметров комфортно- сти до поездки: наличие и удобство остановочных павильо- нов с местами для ожидания транспортных средств; дополни- тельные услуги на остановочных пунктах | |
5. Информатив- ность | Показатель предполагает полу- чение информации и ее оценку до начала и во время пользова- ния услугами транспорта. Ком- плекс параметров информативно- сти: наличие информационных табличек на остановочных пунк- тах ГПТ с указанием перечня проходящих маршрутов и времени начала и окончания работы под- вижного состава; указание на остановочных пунктах наимено- вания остановочного пункта, которое видно из окон проходя- щего подвижного состава, и другие | |
6. Доступность | Показатель, характеризующий: плотность маршрутной сети; количество маршрутов городско- го транспорта; среднее время подхода-отхода к остановочным пунктам; удобство по времени пользования ГПТ (продолжитель- ность, начало и окончание ра- боты подвижного состава на маршрутах ГПТ) | |
7. Стоимостная оценка | Характеризует оценку потреби- тельского спроса на услуги транспорта через величину та- рифа на пассажирские перевозки |
Для оперативной оценки качества достаточно использовать расчет показателя надежности услуг ГПТ, так как с точки зрения пассажиров основным критерием качественных изменений услуг городского пассажирского транспорта является сокращение суммарного времени, затрачиваемого ими на то, чтобы добраться до места назначения.
Особенностью приведенных выше показателей является стремление каждого из них к единице, равно как и комплексного. Равенство комплексного показателя качества сервиса пассажирских услуг единице определяет формализованное условие идеально функционирующей системы пассажирского транспорта с точки зрения ее качества.
Предложенный метод позволяет оценить уровень качества на отдельных маршрутах, предприятиях, выполняющих городские пассажирские перевозки, и в системе ГПТ в целом. Метод может быть использован для разработки критериев оценки участников конкурса на право выполнения городских пассажирских перевозок и при распределении наиболее рентабельных маршрутов между участниками конкурса, а также при разработке критериев оценки качества услуг ГПТ для организации конкурса с целью определения предприятия с наилучшими качественными показателями.
По результатам расчетов всех показателей качества и комплексного показателя по каждому предприятию заполняется таблица 3.3.