Архитектура ЦУД должна включать органы управления городского пассажирского транспорта, транспортные предприятия городского пассажирского транспорта, инфраструктуру городского пассажирского транспорта. Архитектура системы предусматривает формирование следующих баз данных:
- управляющая база данных, которая описывает плановые маршруты движения и их транспортно-эксплуатационные характеристики;
- ситуационная база данных, характеризующая текущую ситуацию для каждого транспортного средства, его местоположение в сети и любые отклонения от планового месторасположения;
- прогнозная база данных, которая содержит результаты прогнозов прибытия транспортных средств на все остановочные пункты сети;
- база данных, описывающая результаты работы общественного транспорта за любой период времени.
Это позволит осуществлять оперативное диспетчерское планирование и регулирование движения подвижного состава на маршрутах (оперативное устранение возникающих отклонений от утвержденных расписаний и графиков движения; оперативное перераспределение подвижного состава по количеству и направлениям в случае возникновения помех любого рода запланированному движению; формирование оперативных расписаний; ликвидация последствий аварийных и экстремальных ситуаций на городском транспорте, в том числе решение вопросов, связанных с безопасностью движения, безопасностью водителей и пассажиров).
ЦУД должен быть гибкой системой, позволяющей реализовывать следующие транспортные технологии:
- предоставления транспортных услуг населению Ростова-на-Дону по "жестким" маршрутным расписаниям;
- транспортного обслуживания населения по оперативному интервалу.
По первой технологии управления в максимальной степени должны выполняться вывешенные на остановках наземного транспорта расписания движения ПЕ. После ликвидации последствий возникновения нештатных ситуаций работа ПЕ на маршруте должна производиться в соответствии с заданным планом-расписанием движения.
При работе по оперативному интервалу после ликвидации любых внешних (ДТП, аварии, заторы и т.п.) и внутренних (недовыпуск, опоздания, сход, простой ПЕ) возмущений АСУД-ГПТ должна обеспечить равномерный или близкий к нему расчетный интервал движения действующим на маршруте подвижным составом. При реализации этой технологии в системе должен быть предусмотрен режим составления оперативных расписаний движения:
- подключение резервного подвижного состава;
- раздвижка/сдвижка интервала или переход на оперативный интервал движения;
- составление оперативных расписаний.
Если на предыдущих этапах основное внимание уделялось информационному обеспечению транспортных операторов и органов управления, то в рамках действия этой Программы необходимо также повысить требования к обеспечению информацией пассажиров. Анализ мнения пассажиров показал, что именно информационное обеспечение пассажиров в реальном режиме времени является важнейшим фактором, снимающим неопределенность при выборе вида транспорта. Необходима не только информация о времени, остающемся до прибытия на остановку следующего автобуса, но и сообщения о нарушении графиков движения. Пассажиры считают эту информацию наиболее важной.
Информирование пассажиров наземного пассажирского транспорта должно производиться как в процессе перевозки, так и в крупных пересадочных узлах маршрутной сети.
На борту ПЕ могут использоваться устройства автоматизированного звукового информирования пассажиров для объявления остановок и воспроизведения других сообщений (о крупных пересадочных узлах, альтернативных маршрутах и режимах движения на них, рекламы). Должна быть предусмотрена возможность воспроизведения звуковой информации как внутри, так и снаружи ПЕ. Устройство должно быть оборудовано микрофоном и FLASH-памятью (или сопряжено с бортовым компьютером).
Для визуального информирования пассажиров ПЕ может быть оборудовано как внутрисалонными, так и наружными информационными табло, управляемыми бортовым компьютером. На информационных табло ПЕ должна размещаться информация о номере и имени маршрута, пути и направлении следования, о наименовании следующей остановки, текущей дате и времени, рекламе.
Информирование пассажиров на крупных остановках наземного пассажирского транспорта должно производиться с помощью остановочных табло с оперативной информацией. На остановочных табло по каждому маршруту должно отображаться ожидаемое время прохождения остановки ближайшей ПЕ либо сообщение о возникновении чрезвычайного происшествия на трассе или о других нештатных ситуациях. Должна быть предусмотрена возможность дублирования сообщений с помощью громкоговорителя.
Информация о движении городского маршрутного транспорта должна быть доступна жителям города через Интернет.