Долгосрочное социально-экономическое развитие города Ростова-на-Дону будет предопределяться следующими основными тенденциями:
- темпы роста деловой активности и структура видов экономической деятельности будут в значительной мере корреспондировать с динамикой экономического развития России и мировых рынков с учетом отраслевых специализаций города Ростова-на-Дону;
- возможности модернизации социально-экономической системы города Ростова-на-Дону будут в существенной мере зависеть от способности органов местного самоуправления создать максимально привлекательные условия для инвестиций в инфраструктурные проекты, высокотехнологичное производство, проекты в сфере управления городским хозяйством, а также использовать внутренний национальный и региональный инвестиционный потенциал для создания инновационных высокопроизводительных, высокооплачиваемых рабочих мест в сфере услуг, производства и строительства;
- продолжится трансформация структуры видов экономической деятельности в части некоторого сокращения доли традиционных для города Ростова-на-Дону видов экономической деятельности (прежде всего в сфере обрабатывающих производств) с сохранением и укреплением его значения как одного из ведущих промышленных центров Юга России;
- открытость экономики города Ростова-на-Дону, ориентация на общероссийский и мировые рынки в совокупности в значительной мере обострят конкурентную среду по отношению к предприятиям и организациям, размещенным на его территории, ориентированным преимущественно на внутренний спрос;
- проблемы развития городского транспорта и содержания дорог будут усиливаться, и, как следствие, качество их решения будет влиять на уровень привлекательности города Ростова-на-Дону для организации и ведения бизнеса, проживания и работы в городской черте;
- разрывы между сложившимся уровнем и темпами развития инженерной и коммунально-бытовой инфраструктуры и инвестиционными стандартами бизнеса, а также социальными стандартами населения по отношению к городской среде будут увеличиваться;
- продолжающийся рост доли населения предпенсионного и пенсионного возраста в общей численности населения города Ростова-на-Дону, сложившийся уровень социальных гарантий на фоне отрицательного естественного прироста будут увеличивать диспропорции на рынке труда, усиливать нагрузку на бюджет города Ростова-на-Дону;
- сложившиеся профессиональные диспропорции на рынке труда будут также в значительной мере оказывать влияние на темпы социально-экономического развития города Ростова-на-Дону;
- сохраняющееся социальное расслоение общества при общем росте уровня жизни населения будет сопровождаться возрастанием требований к развитию форм, расширению перечня социальных услуг, вследствие чего привлекательность жизни и работы в городе Ростове-на-Дону будет определяться его возможностью обеспечить устойчивое развитие социальной сферы;
- приоритетное влияние на характер жилищного и делового строительства будет оказывать отсутствие удобных и свободных для застройки новых территорий в пределах городской черты;
- требования населения к безопасности и защите от различного рода рисков, включая техногенные и криминогенные риски, способность их предупреждать, равно как и обеспечить соответствующие современным стандартам инновационные изменения в городской среде, будут в значительной мере определять развитие трудовых ресурсов города Ростова-на-Дону.
Перспективы долгосрочного социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2025 года определяются способностью органов местного самоуправления:
- использовать накопленный административно-статусный, геоэкономический, промышленный, научно-образовательный и транспортно-логистический потенциал города Ростова-на-Дону в развитии новых инновационных производств и видов бизнеса, обеспечивающих, в том числе, рост производительности труда, внедрение передовых экологических стандартов ресурсосбережения, самореализацию и рост доходов населения;
- реализовывать модернизацию транспортной системы города Ростова-на-Дону, направленную, в том числе, на оптимизацию функционирования городского транспорта, внедрение интеллектуальных транспортных систем, улучшение качества улично-дорожной сети, решение проблем транспортных "пробок";
- обеспечивать необходимую динамику позитивных изменений в коммунально-сетевом хозяйстве;
- проводить модернизацию системы жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства городского пространства на основе его повсеместной экологизации;
- создавать и стимулировать развитие институтов и инфраструктуры предпринимательства и инвестирования с ориентацией на глобальную открытость и современные мировые стандарты;
- повышать эффективность муниципального управления, в том числе посредством внедрения электронного правительства, увеличения доли оказания муниципальных услуг в электронном виде, развития институтов местного самоуправления, повышения открытости деятельности органов муниципального управления;
- повышать эффективность управления муниципальной собственностью для обеспечения сбалансированности бюджета города Ростова-на-Дону, в том числе в целях развития социальной сферы, стимулирования предпринимательской и инвестиционной активности;
- способствовать развитию человеческого капитала посредством создания инфраструктурных возможностей социального обслуживания;
- эффективно развивать международные деловые и гуманитарные связи.