Территориальная система образования города Ростова-на-Дону является многоуровневой, сложноструктурированной сферой услуг, обеспечивающей не только воспитание и обучение новых поколений молодежи, но и формирующей значительную часть его экономики и бюджета, занятости населения. В целом в городе Ростове-на-Дону сформирована образовательная система, ориентированная на удовлетворение образовательных запросов населения, создана база для решения новых задач, направленных на усиление роли образования в социально-экономическом развитии города Ростова-на-Дону.
В 2011 году в сфере образования работало более 10% экономически активного населения города Ростова-на-Дону.
Система образования города Ростова-на-Дону включает 6 уровней образовательных подсистем: дошкольное, общее среднее, дополнительное, начальное, среднее и высшее профессиональное образование.
В 2011 году в городе Ростове-на-Дону функционировало 162 муниципальных дошкольных образовательных учреждения.
Численность детей в возрасте 3-7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в 2011 году составила 27836 человек, что на 7,3 процентных пункта больше, чем в 2010 году.
Численность детей в возрасте 3-7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в негосударственных (немуниципальных) дошкольных образовательных учреждениях в 2011 году составила 500 человек, темп роста по сравнению с 2011 годом составил 115,5%.
В дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования детей реализуются программы предшкольной подготовки детей. В 2011 году предшкольным образованием было охвачено 85% детей в возрасте 5-6 лет.
Система общего образования является центральным звеном муниципальной системы образования. В 2011 году сеть муниципальных учреждений общего образования включала 117 общеобразовательных учреждений (72 средние школы, 18 лицеев, 18 гимназий, 3 школы с углубленным изучением отдельных предметов, 6 вечерних (сменных) школ) и 1 межшкольный учебный комбинат).
Особое значение для развития муниципальной системы образования имеет инновационная деятельность. За последние пять лет существенно возросло количество учреждений, являющихся экспериментальными и пилотными площадками федерального, регионального и муниципального уровней по апробации актуальных направлений развития современного образования, совершенствованию и развитию структуры и содержания образования, введению государственных стандартов общего образования и федерального базисного учебного плана, организации предпрофильной подготовки и профильного обучения, внедрению здоровьесберегающих технологий, разработке и внедрению целевых программ по духовно-нравственному воспитанию и других. Порядка 50 образовательных учреждений города Ростова-на-Дону имеют статус экспериментальной или инновационной площадки.
Наиболее характерной чертой современного состояния системы образования является продолжение сотрудничества общеобразовательных учреждений с вузами. В настоящее время в комплекс "Школа - вуз" входят 93 субъекта образования, из которых 53 сотрудничают с Южным федеральным университетом, 15 - с Ростовским государственным экономическим университетом, 7 - с Ростовским государственным строительным университетом, 7 - с Институтом управления, бизнеса и права, 6 - с Донским государственным техническим университетом.
Отличительной особенностью развития экономики муниципальной системы образования на современном этапе является поэтапное расширение финансово-экономической самостоятельности образовательных учреждений, формирование условий для роста объектов дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых населению учреждениями всех уровней образования.
В городе Ростове-на-Дону сохранена и развита система дополнительного образования. В 2011 году система дополнительного образования была представлена 23 учреждениями, обеспечивающими обучение более 58 тысяч детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет (74% от общего числа обучающихся), а с учетом муниципальных и государственных учреждений дополнительного образования культуры и спорта - более 81 тыс. детей и подростков (99% от общего количества обучающихся).
Расширена сеть учреждений дополнительного образования - открыты новые детские объединения и клубы.
В муниципальной системе образования работает 10291 педагог. За последние пять лет количество учителей, имеющих высшее образование, увеличилось на 6,6%.
В городе Ростове-на-Дону стартовала национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", которая направлена на модернизацию образования, создание современной школьной инфраструктуры с целью подготовить школьников к будущей жизни в условиях роста глобальной конкуренции, возрастания роли инноваций, значения человеческого капитала.
Материально-техническая база учебных заведений города Ростова-на-Дону продолжает укрепляться, оснащенность образовательных учреждений современным учебным оборудованием и техникой становится значительно лучше. Созданы условия для реализации дополнительных образовательных программ, воспитательных и образовательных услуг, решаются сопутствующие вопросы по школьному питанию, медицинскому обслуживанию на базе школьных медицинских кабинетов, оздоровлению, отдыху, занятости детей и подростков.
Комплексная поэтапная реализация приоритетных социально-педагогических проектов, с одной стороны, привела к созданию предпосылок для перехода муниципальной образовательной системы в новое качественное состояние, а с другой стороны, обнаружила ряд проблемных тенденций процесса развития муниципальной системы образования:
- дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях;
- недостаточное развитие новых форм получения образования (дистанционное образование; адаптированные формы получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья; обучение в рамках индивидуальных образовательных маршрутов);
- слабое внедрение механизмов снижения нагрузки на детей, сохранения и укрепления их физического и психического здоровья в рамках организации учебно-воспитательного процесса;
- отставание в развитии отдельных направлений дополнительного образования (технического творчества, детских театральных коллективов, военно-патриотических объединений);
- недостаточная занятость в системе дополнительного образования подростков группы риска и подростков, склонных к совершению противоправных действий;
- разработка и освоение инновационного содержания и технологий обучения и воспитания осуществляется в сложных социально-экономических и социокультурных условиях;
- увеличение количества образовательных учреждений, требующих выполнения комплексного капитального ремонта и оснащения современным оборудованием;
- наличие профессиональных затруднений у части педагогов при освоении федерального государственного образовательного стандарта, инновационных образовательных технологий.
В городе Ростове-на-Дону действуют 14 учреждений начального профессионального образования. В результате структурной перестройки экономики города Ростова-на-Дону развитие получили не специальности производственного профиля, а специальности сферы обслуживания. В то же время спрос на рабочие кадры отраслей промышленности остается неудовлетворенным.
Доступ молодежи к получению среднего профессионального образования обеспечивает разветвленная сеть государственных образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования. На начало 2011-2012 учебного года в городе Ростове-на-Дону действовало 19 самостоятельных государственных средних специальных учебных заведений. Численность учащихся и число приема на протяжении анализируемого периода постепенно снижается. В общем количестве приема и выпуска всех студентов города Ростова-на-Дону специалисты со средним специальным образованием составляют 21%, с высшим - 74%. В целом перспективы развития системы среднего профессионального образования связаны с процессами модернизации экономики города Ростова-на-Дону.
На начало 2011-2012 учебного года высшая школа города Ростова-на-Дону представлена широкой сетью государственных (8 вузов и 16 филиалов) и негосударственных (8 вузов и 4 филиала) учебных заведений, в которых обучается 118,2 тыс. студентов, из них 90,9% - в государственных и 9,1% - в негосударственных вузах.
Государственный сектор высшей школы имеет тенденцию к сокращению численности студентов (в 2010 и 2011 годах - в среднем на 7% в год). Численность коммерческих студентов остается стабильно высокой - в 2011 году она составила 56,6% всего контингента студентов государственных и негосударственных вузов. Особенностью высшей школы города Ростова-на-Дону является высокий удельный вес заочного образования - наиболее востребованной формы образования взрослого работающего населения. Студенты-заочники составляют 48% общей численности студентов вузов города Ростова-на-Дону.