Город Ростов-на-Дону исторически формировался во взаимодействии с другими муниципальными образованиями в рамках единой агломерации.
В ситуации возросшей территориальной концентрации социально-экономической активности, развития транспортно-дорожной инфраструктуры и интенсивной автомобилизации город Ростов-на-Дону существенно усилил влияние на сопредельные муниципальные образования, которые, при этом, стали более активно опираться на социально-экономическую динамику развития города Ростова-на-Дону, его потенциал как основного "полюса роста", финансового центра, аккумулирующего и генерирующего финансовые ресурсы и места приложения труда на территории Ростовской области.
За последнее десятилетие средняя списочная численность работников по полному кругу организаций города Ростова-на-Дону возросла на 17,1%, в городе Батайске - на 20,4%, в Аксайском районе - на 41%, Мясниковском районе - на 21,4%, Октябрьском районе - на 15,4%, в то время как на территориях за пределами агломерации "Большой Ростов" снизилась на 22,4% (в целом по Ростовской области - на 8,8%). Приведенные обстоятельства предопределили рост ориентированного на экономику города Ростова-на-Дону потока маятниковых мигрантов.
По мере нарастания дефицита в городе Ростове-на-Дону свободных для застройки земель, прилегающие к нему муниципальные образования, приобретают инициируемые социально-экономическим развитием областного центра торгово-сервисные, селитебные и рекреационные функции.
В 2011 году благодаря активно прирастающему социально-экономическому потенциалу города Ростова-на-Дону на сопредельных с ним территориях построено около 85 тыс. кв. м жилья (что эквивалентно 4,5% от общеобластного показателя ввода жилья и 9,5% от объема жилищного строительства в городе Ростове-на-Дону).
Около 10% от гипотетически возможного объема розничного товарооборота города Ростова-на-Дону перемещено в Аксайский район. Одновременно усилилась ориентация жителей городов Таганрог, Батайск и ряда других муниципальных образований агломерации "Большой Ростов" на приобретение товаров в городе Ростове-на-Дону. Активизирован и процесс перемещения из города Ростова-на-Дону в его пригородные зоны производства, размещаемого, в том числе, и в рамках индустриальных парков (Новоалександровского и Азовского).
Мощным фактором создания в процессе развития города Ростова-на-Дону единого межмуниципального экономического, инфраструктурного пространства выступают интеграционные и трансформационные процессы в сфере высшего профессионального образования.
В рамках агломерации "Большой Ростов" реализуются межмуниципальные инвестиционные проекты в области инженерной инфраструктуры ("Чистый Дон" и "Вода "Ростова") и туристско-рекреационной сфере, включая проект так называемой "Малой подковы" (Таганрог - Танаис - Ростов-на-Дону - Аксай - Новочеркасск - Старочеркасск - Азов, с ориентацией на познавательный, водный, экологический, сельский, этнографический и другие виды туризма), строительство спортивно-развлекательного комплекса "Всплеск" и курортно-спортивного комплекса "Донской" в Аксайском районе и другие.
В транспортный узел города Ростова-на-Дону входят функционально связанные с ними объекты транспорта Аксайского и Азовского районов (автомобильные и железнодорожные подходы и портовые сооружения, инфраструктура аэропортов и другое), города Батайска (железнодорожная сортировочная станция).
Расширение сферы социально-экономического влияния города Ростова-на-Дону, углубление функциональной и ресурсной сопряженности составляющих агломерации "Большой Ростов", формирование в ее пределах единого потребительского рынка, а также рынков труда, недвижимости, наличие общих для города Ростова-на-Дону и сопредельных с ним муниципальных образований инфраструктурных, архитектурно-планировочных и социально-экологических проблем ставят перспективу социально-экономического развития города Ростова-на-Дону в зависимость от использования возможностей и интеграционных эффектов в рамках всей агломерации "Большой Ростов".
Приведенные обстоятельства, а также необходимость преодоления барьеров, препятствующих межмуниципальному развитию, предопределяют необходимость институционального, инвестиционного и инфраструктурного обеспечения интенсификации межмуниципального взаимодействия в рамках формирующегося единого поселенческого и хозяйственного пространства (совместное использование позиционных эффектов, земельных и трудовых ресурсов, развитие инфраструктуры и другое).
Цель стратегического направления "Агломерация "Большой Ростов" - ресурс интеграции и роста конкурентоспособности экономики города Ростова-на-Дону" - наращивание и эффективное использование потенциала социально-экономического развития города Ростова-на-Дону в рамках агломерации "Большой Ростов".
Основные задачи стратегического направления "Агломерация "Большой Ростов" - ресурс интеграции и роста конкурентоспособности экономики города Ростова-на-Дону":
- мониторинг и стратегическое планирование развития агломерации "Большой Ростов" как единого хозяйственного, инфраструктурного и поселенческого пространства;
- создание институциональных условий для преодоления ресурсных дефицитов социально-экономического развития города Ростова-на-Дону за счет повышения уровня его инфраструктурной и экономической сопряженности с другими территориями агломерации "Большой Ростов", активизации взаимовыгодных межмуниципальных контактов;
- развитие функциональных возможностей города Ростова-на-Дону как центра Ростовской области и Южного федерального округа в целом, опережающая модернизация его социально-экономической среды;
- формирование и приоритетное развитие внешнего хозяйственного, селитебного и эколого-рекреационного пояса города Ростова-на-Дону как интегрированного с городом в социально-экономическом, поселенческо-архитектурном и инфраструктурном отношении пространства;
- разработка эффективного механизма межмуниципального взаимодействия в сфере совместного использования территориальных, трудовых, инвестиционных и иных ресурсов и развития единой инфраструктуры и институтов агломерации "Большой Ростов".
Достижение поставленных целей предполагает выполнение, в том числе, следующих мероприятий:
- разработку нормативно-правовой базы межмуниципального сотрудничества муниципальных образований агломерации "Большой Ростов";
- создание совета муниципальных образований, входящих в агломерацию "Большой Ростов" и экспертных комиссий, координирующих использование прилегающих к городу Ростову-на-Дону территорий (территориальное планирование; планирование транспортной схемы, размещения полигонов переработки твердых бытовых отходов, рекреационных зон, садоводческих товариществ и другое);
- формирование единого межмуниципального перечня земельных участков для приоритетного строительства жилья и инфраструктурных объектов, а также размещения новых индустриальных площадок;
- формирование инвестиционного плана развития агломерации "Большой Ростов";
- формирование механизма бюджетного финансирования межмуниципальных проектов агломерации "Большой Ростов";
- формирование и продвижение брэнда агломерации "Большой Ростов" как целостной территории опережающего социально-экономического развития;
- формирование инфраструктурных условий для развития внешнего экономического, селитебного и эколого-рекреационного пояса города Ростова-на-Дону;
- разработка концепции создания особо охраняемых природных территорий агломерации "Большой Ростов";
- создание и комплексное обустройство новых микрорайонов - спутников города Ростова-на-Дону с экономическими функциями, а также спортивно-рекреационных и экологических зон, в том числе в рамках механизма государственно-частного партнерства;
- создание "зеленого пояса" на территории агломерации "Большой Ростов" (включая сеть особо охраняемых природных территорий).