Недействующий

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА


3.2.2. Стратегическое направление "Ростов-на-Дону - международный экономический центр: город, открытый миру"

Объективная необходимость и условия активизации внешнеэкономического направления развития города Ростова-на-Дону

Глобализационная динамика внешней среды, трансформируемая в нормативное регулирование, инвестиционные решения субъектов всех уровней управления, инвестиционные и торговые стратегии российского и международного бизнеса предопределяют миссию, меры и результаты усилий по обеспечению лидирующих позиций города Ростова-на-Дону как Южного международного центра России. Этот статус предусматривает достижение и сохранение преимуществ международного разделения труда в инновационно-производственном обновлении, рост объемов экспорта, расширение базирования в городе Ростове-на-Дону крупных транснациональных компаний, создание трансграничных логистических транспортно-перевалочных и дистрибуционных площадок на территории и в приближенных к городу Ростову-на-Дону районах Ростовской области.

Внешнеэкономический фактор развития экономики

Базовые параметры международного сотрудничества Российской Федерации определяются, в том числе: функционированием с 2010 года Tаможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан; присоединением Российской Федерации в 2012 году к Всемирной торговой организации; формированием Единого экономического пространства, трансформируемого к 2015 году в Евразийский экономический союз; реализацией Концепции таможенного оформления и контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации.

Развитие международных и внешнеторговых отношений изменили роль и функции организации международного сотрудничества, упростили, сделали комфортными условия ведения внешнеэкономической деятельности для российских предприятий и организаций в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, обеспечивая возможности роста субъектной базы (числа предприятий и организаций) международного сотрудничества, реализации конкурентных преимуществ на мировых рынках.

Наблюдается тенденция роста международной и внешнеторговой активности крупных муниципальных образований России, заинтересованности их органов управления в использовании инструментов развития, соответствующих мировой практике.

Расширение границ таможенного пространства, упрощение экономического взаимодействия с партнерами Белоруссии и Казахстана обусловливают рост потенциала и объемов международного рынка товаров и услуг, усиливают значимость кооперационного и транспортно-логистического сотрудничества, повышают инвестиционную привлекательность крупных городов России.

Вместе с тем на территории единого таможенного пространства усиливается конкуренция за внутренние и внешние инвестиции с регионами и городами государств - партнеров по Таможенному союзу за комфортность условий ведения бизнеса, привлекательный предпринимательский и инвестиционный климат, в том числе - для иностранных компаний.

Реформа системы государственного таможенного управления, в том числе в части развития таможенного оформления и контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, создает дополнительный позитивный фон для совершенствования инфраструктуры внешнеэкономической деятельности, углубления специализации города Ростова-на-Дону как ведущего комплексного таможенно-логистического центра Юга России на период до 2025 года.

Из российских городов-миллионников лишь города Ростов-на-Дону и Санкт-Петербург имеют уникальные условия приморского положения, перевалки и таможенно-логистичесткого сопровождения внешнеторговых грузов. В рамках членства России во Всемирной торговой организации прогнозируется 40% рост объемов транспортировки внешнеторговых грузов, что потребует разработки соответствующей стратегии трансформации города Ростова-на-Дону в эффективный логистический, распределительный и координационный центр Юга России по внешнеторговым товаропотокам, транзитным услугам и перемещению рабочей силы.

Ростовская таможня - одно из крупнейших подразделений Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации, оформляет существенный объем внешнеторговых грузов в зоне действия Южного таможенного управления (в 2010 году Ростовская таможня заняла 2 место по объему оформленных грузов (22,8%). По объемам оформления неэнергетических внешнеторговых грузов Ростовская таможня является лидером внешней торговли Юга России.

В городе Ростове-на-Дону функционирует один из трех (Ростовский, Санкт-Петербургский и Владивостокский) филиалов Российской таможенной академии.

Для перемещения внешнеторговых грузов используются мощности ОАО "Ростовский порт" и ООО "Ростовский универсальный порт". Однако порты ориентированы на внутренние поставки грузов.

Значимость города Ростова-на-Дону как перспективного воздушного транспортного узла Юга России подтверждается тем, что порядка 40% в общем объеме составляют международные перевозки аэропорта города Ростова-на-Дону.

Город Ростов-на-Дону включен в проекты международного уровня: Олимпиада 2014 года в городе Сочи; Чемпионат мира по футболу 2018 года; строительство аэропортового комплекса (хаба) "Южный".

Проведение в городе Ростове-на-Дону матчей Чемпионата мира по футболу 2018 года - крупнейшее международное спортивное событие десятилетия. Стратегическое влияние Чемпионата мира по футболу 2018 года на внешнеэкономическое позиционирование города Ростова-на-Дону выражается в строительстве, реконструкции и модернизации его инфраструктуры, требованиях необходимости обеспечения комфортных условий пребывания иностранных граждан, преобразовании сфер услуг и досуга, повышении уровня владения иностранными языками. Чемпионат мира по футболу 2018 года открывает возможности привлечения иностранных инвестиций, туристов, продвижения товаров и услуг производителей города Ростова-на-Дону на мировые рынки.

Город Ростов-на-Дону является членом международных ассоциированных объединений и организаций, включая Всемирную организацию "Объединенные города и местные власти", Международную ассамблею столиц и крупных городов, Международную ассоциацию "Породненные города", Международный Черноморский Клуб. Результаты сотрудничества на международном уровне, опыт позиционирования и преобразования экономики города Ростова-на-Дону выражаются в управленческих новациях. В то же время город Ростов-на-Дону недостаточно активно использует возможности работы в составе международных ассоциаций в целях продвижения и развития как центра внешнеторгового бизнеса, логистики, науки, культуры, расширения объема экспорта, привлечения иностранных инвестиций.

Для города Ростова-на-Дону характерна негативная тенденция сокращения числа размещения официальных представительств международных и межправительственных организаций и проектов; объем и качество привлеченных иностранных инвестиций, особенно в производственной и банковской, логистической сферах экономики, не отвечают потенциалу города Ростова-на-Дону.

В стратегической перспективе до 2025 года международное направление развития города Ростова-на-Дону выступает одним из ключевых направлений социально-экономического, научно-производственного и инновационного развития. Роль международного бизнеса и внешнеторговой деятельности, торговли товарами, услугами и технологиями в экономике города Ростова-на-Дону, деятельности органов местного самоуправления усиливается в связи с расширением нормативной базы международного сотрудничества Российской Федерации. Развитие экономики города Ростова-на-Дону в условиях членства России во Всемирной торговой организации окажет положительное влияние для выхода на новые зарубежные рынки, привлечения инвестиций, технологий производства и управления.

В концепции стратегического управления сферой международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности органов местного самоуправления важно формирование и использование принципа "общественного консенсуса" в отношении приоритетов, направлений и методов его ведения, поддержки экспорта товаров, услуг, привлечения и размещения иностранных официальных представительств, представительств крупных зарубежных компаний, некоммерческих организаций.

Стратегическим направлением международного сотрудничества города Ростова-на-Дону выступает значительное усиление взаимодействия с иностранными предпринимателями и гражданами - бизнесменами, туристами, учеными и студентами, создание для иностранных граждан комфортной бизнес-среды, инфраструктуры пребывания. Запрос общества на формирование статуса города Ростова-на-Дону как комфортного и гостеприимного инициирует развитие сфер образования и обслуживания, основанное на принципах и стандартах качества предоставления услуг международного уровня.

Цель стратегического направления "Ростов-на-Дону - международный экономический центр: город, открытый миру" - формирование муниципальной системы управления международным сотрудничеством города Ростова-на-Дону как инструмента реализации конкурентных преимуществ международного разделения труда в социально-экономическом развитии в результате эффективного и многостороннего включения города-миллионника в мирохозяйственные связи.

Основные задачи стратегического направления "Ростов-на-Дону - международный экономический центр: город, открытый миру":

- формирование организационного механизма интеграции города Ростова-на-Дону в мировое экономическое пространство, сотрудничество и торговлю, использование зарубежных технологий и практик производства и управления, включая содействие созданию добровольных объединений предпринимателей - участников внешнеэкономической деятельности и структур обслуживания международной торговли;

- расширение финансовой базы международного сотрудничества в целях активного позиционирования города Ростова-на-Дону на внешних рынках, в том числе за счет государственно-частного партнерства;

- использование конкурентных преимуществ города Ростова-на-Дону как приграничного, с развитой логистической и таможенной инфраструктурой, обладающим научно-производственным экспортным и посредническим потенциалами;

- создание для иностранных инвесторов и граждан комфортной бизнес-среды, стимулирующей привлечение иностранных инвестиций;

- мониторинг влияния международного фактора развития на устойчивое функционирование города Ростова-на-Дону;

- развитие информатизации бизнес-среды для повышения эффективности позиционирования города Ростова-на-Дону на международных рынках;